людмила гаршина
Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие :
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма
развития психофизиологических возможностей детей.
Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство
оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения :
1)обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
2)сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового
образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность составляющих,
среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,
умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное,
социальное здоровье.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм,
методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной
работоспособности учащихся;
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей
организма учащихся.
К здоровьесберегающих действиям можно отнести:
оптимальную плотность урока;
чередование видов учебной деятельности;
наличие физкультурной пуазы;
наличие эмоциональных разрядок;
правильная рабочая поза;
положительные эмоции.
Можно с убежденностью сделать вывод, что эффективность урока напрямую связана с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий
образовательный процесс, формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.
Урок - это основа учебного процесса.
Выделим основные требования к любому уроку,
учитывая здоровьесберегающий фактор.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения :
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) : температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей и т. д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут,
чередование видов учебной деятельности - 4 – 7мин.
4 . Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6 Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся,
когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия,
выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества
и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций,
общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
7. Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами)
(при несоблюдении гигиенических норм здоровье ухудшается в 2,5 раза).
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом
работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.
Норма: 1-2 физпаузы по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Физпаузы должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали
- для снятия напряжения, смены позы.
10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т. п.
11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками.
12 Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное
высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения,
музыкальная минутка и т. п.
13 Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
14 Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных
отвлечений у детей в процессе учебной работы.
15 Темп окончания урока: спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует
заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
16 Желательно использование элементов технологии Шаталова (работа в группах, активное передвижение учащихся из одной группы
или пары в другую).
17 Соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика (желательны задания по трём уровням сложности).
Большое внимание в индивидуальном подходе необходимо «медлительным» детям, при этом можно:
снижать темп опроса или проводить его индивидуально после уроков;
дать больше времени на продумывание вопроса и ответа;
при организации самостоятельной работы дать задание, одинаковое по сложности с другими обучающимися, но меньше по объему.
Обучающиеся, перенесшие кратковременные заболевания, также требуют
индивидуального подхода. В течение первых дней возвращения в школу
работоспособность у них оказывается сниженной, поэтому нельзя травмировать возможной плохой оценкой при опросе.
Существенное значение для реализации организационно-исполнительской функции учителя на уроке по формированию УУД имеют средства (в том числе ИКТ, использование по времени на уроке их закреплено нормой) обучения.
Они помогают поддерживать на высоком уровне познавательные
интересы обучающихся, делают учебный материал более доступным.