Ольга Микушева
Здоровьесберегающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» – В. А. Сухомлинский. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Публикация «Здоровьесберегающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Таким образом, задача для педагога – создать условия для здоровьеориентированной деятельности, которое направлено на правильное физическое развитие ребёнка. Необходимо обеспечить здоровьесберегающую среду, оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Благодаря федеральному государственному образовательному стандарту, современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, в применении новых педагогических инноваций и технологий, в том числе и здоровьесберегающих, направленных на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Это требует от педагогов дошкольников широты эрудиции, мобильности и активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
В современных условиях дошкольного образования здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует переоценки всех компонентов образовательного процесса. Радикально изменились суть и характер образовательного процесса, т. к. здоровье ребёнка – является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива.
Предметно–пространственная среда в учреждении должна быть организована с учётом удовлетворения образовательных, воспитательных и оздоровительных потребностей воспитанников. Проведение мероприятий, повышающих адаптивность детского организма к стрессогенным факторам (закаливающие процедуры, достаточное пребывание на свежем воздухе, физическая активность, релаксация) способствует соблюдению принципа укрепления здоровья. Все мероприятия, направленные на оздоровление детей, реализуются в комплексе, во взаимосвязи специалистов и педагогов.
Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ.
Цель деятельности педагогов – обеспечить здоровьесберегающую среду, дать дошкольнику возможность сохранить своё здоровье в период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые компетенции, показать пример использования знаний в повседневной жизни. И ещё один момент, на котором следует остановиться, – это здоровьеориентированность самого педагога. Ведь только педагог, который сам ведет здоровый образ жизни, является примером бережного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающая среда представляется как трё хкомпонентная структура:
1. Предметная среда – хозяйственная инфраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и оздоровительной деятельности.
2. Коммуникативная среда – межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей, качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни.
3. Коррекционно–развивающая среда, оздоровительная среда – формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности.
Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребёнку, необходимо оберегать его здоровье, организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков, на это и направлен процесс здоровьесбережения. Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно–развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребёнка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно–нравственному здоровью ребёнка.
ДОУ – также важный институт воспитания. Для того чтобы ребёнок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо взаимодействие семьи и ДОУ. Ни одна оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Именно ДОУ является местом педагогического просвещения родителей.
Итак, здоровьесберегающая среда детского сада, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, способствует обеспечению адаптации ребёнка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы воспитателей является снижение заболеваемости детей.
Основное направление здоровьесбережения в ДОУ – движение вперед на пути личностно-ориентированного отношения к ребёнку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей.