Светлана Сидорова
Профессиональная компетентность педагога ДОО в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
2 СЛАЙД - Нормативно-правовые документы.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155);
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр. Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
3 СЛАЙД - Компетентности, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения.
- Компетенция в ведении образовательного процесса.
Публикация «Профессиональная компетентность педагога ДОО в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Методологическая (методическая) компетентность.
- Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.
- Компетентность в организации воспитательной работы.
- Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
-Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
- Компетентность в установлении контактов с родителями.
- Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
- Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
- Креативная компетентность педагога (исследовательская).
- Коммуникативная компетентность.
- Регулятивная компетентность.
- Социальная компетентность.
- Специальная компетентность.
4 СЛАЙД - Компетентность в ведении образовательного процесса
- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
- Знать образовательные и парциальные программы.
- Владеть современными образовательными технологиями.
- Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
- Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
- Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
5 СЛАЙД - Методологическая компетентность
- Понимать различные подходы к образованию и выбора методов.
- Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
- Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
- Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
6 СЛАЙД - Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.
Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность в организации воспитательной работы.
- Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
- Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
- Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
7 СЛАЙД - Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
- Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
- Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
8 СЛАЙД - Компетентность в установлении контактов с родителями.
Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Компетентность в организации информационной основы деятельности воспитанников.
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
9 СЛАЙД - Компетентность в установлении контактов с родителями
Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Компетентность в организации информационной основы деятельности воспитанников.
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
10 СЛАЙД - Компетентность профессионально-личностного совершенствования
- Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
- Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
- Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
- Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
- Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Креативная компетентность педагога (исследовательская).
- Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
- Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
- Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
10 ЛАЙД - Коммуникативная компетентность
- Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
- Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
- Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
- Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
- Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
- Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
- Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
- Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.
11 СЛАЙД - Регулятивная компетентность
- Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
- Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
- Быть способным к саморегуляции.
- Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
Социальная компетентность
- Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
- Уметь работать в команде педагогов.
- Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Владеть различными социальными ролями.
Специальная компетентность
- Владеть профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.
- Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
12 СЛАЙД - Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
- Чтение методической, педагогической литературы.
- Посещение семинаров, конференций.
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
- Изучение информационно-компьютерных технологий.
- Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.
- Помещение своих разработок на сайтах интернета, и т. д.
- Обобщение педагогического опыта.
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации (Согласно №273-ФЗ об образовании в РФ не реже чем раз в три года).
- Модульные курсы, а также дистанционные курсы повышения квалификации.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.