Ольга Чистякова
Здоровьесберегающая программа «Сказкотерапия» для ООД (занятий) с детьми с ТНР педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Программа педагога – психолога разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01.01.2014г;
3. Конвенция ООН о правах ребенка;
4. Режимные процессы распределяются в течении времени пребывания ребенка в ДОУ в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Режимы пребывания ребенка в группе разрабатываются в ДОУ на основании следующих принципов:
Публикация «Здоровьесберегающая программа „Сказкотерапия“ для ООД (занятий) с детьми с ТНР педагога-психолога» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- обеспечение безопасности пребывания ребенка в ДОУ, охрана и укрепление физического и психического здоровья;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, требований нормативных документов, регламентирующих организацию образовательной работы с детьми;
- комплексность использования условий и образовательных ресурсов ДОУ для организации полноценного воспитания и развития детей;
- соблюдение требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
5. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л. В. Лопатиной;
6. Устав ГБДОУ детский сад № 24;
7. Должностные инструкции педагога - психолога.
Цель программы: «Сказкотерапия»: развитие социально-коммуникативной сферы у детей с ТНР
Задачи:
1. Развивать вербальные и невербальные средства общения.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3 Развивать умение взаимодействовать со сверстниками т взрослыми.
4. Расширять кругозор детей на примере художественных произведений.
5. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение).
6. Развивать произвольные процессы.
Методическое обеспечение программы:
1. Сказки (бытовые, о животных, волшебные).
2. Иллюстрации к сказкам.
3. Пальчиковый театр.
4. Практикум по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева.
Материальное обеспечение программы:
1. Мягкий ковер;
2. Доски для рисования 50х60 см;
3. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки;
4. Альбомы для рисования;
5. Магнитофон, аудиодиски;
6. Мини – театр;
7. Куклы;
8.«Волшебная палочка», «Золотое перышко» и др. атрибуты.
Кадровое обеспечение программы: педагог – психолог.
Условия реализации программы педагога – психолога с детьми с ТНР
Программа адресована детям с ТНР от 5 до 7 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Организованная образовательная деятельность (занятия) (ООД) проводится 1 раз в неделю.
Подгруппы детей по 6 – 8 человек.
Время ООД (занятия) в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.
Сроки реализации программы: октябрь – апрель.
Методы, используемые в программе:
Словесные:
• Чтение и пересказ сказок
• Рассказывание сказок
• Сочинение историй и сказок
• Беседа
• Анализ текста
Наглядные:
• Наблюдение
• Показ иллюстраций, картинок
• «Волшебные» атрибуты (шляпы, диадемы, волшебные палочки, перышки, веера и др.)
• Схемы рисование персонажей сказок
Практические:
• Рисование
• Драматизация
• Театрализация
• Движение под музыку
• Релаксация
Алгоритм проведения ООД (занятия):
• Приветствие
• Разминка (игры, этюды, упражнения)
• Чтение/сочинение/ изменение сказки
• Беседа, анализ сказки
• Рисование сказки/драматизация
• Анализ рисунков
• Определение нравственного урока сказки
• Обратная связь
• Прощание
Ожидаемый результат - достижение положительной динамики в развитии коммуникативной сферы у детей с ТНР:
• развитие монологической и диалогической речи;
• развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• развитие воображения;
• развитие моторики;
• увеличение объема кругозора детей на примере художественных произведений;
• развитие вербальных и невербальных средств общения;
• развитие произвольных процессов.
Критерии результативности проведения ООД (занятия) по программе
проводятся путем сравнительного анализа диагностического обследования детей
- до проведения коррекционно – развивающей ООД (занятия) по программе;
- по окончании проведения ООД (занятия) (Сентябрь – май).
Критерием динамики в развитии коммуникативной сферы у детей с ТНР является больший процент положительных выборов по методикам, а также изменение поведения детей в сторону позитивной социализации.
Основные используемые методы:
• наблюдение за ребенком;
• беседы;
• тесты;
• экспертные оценки.
При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Календарно – тематическое планирование ООД (занятия) программы
Программа позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности детской группы. Организованная образовательная деятельность (занятия) включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть направлена на создание мотивации у детей, эмоционального настроя, на объединение группы. Основные приемы работы – приветствия, игры, упражнения, этюды.
Основная часть направлена на решение задач программы. В нее входят работа со сказками, направленная на развитие коммуникативных, волевых качеств, а также познавательных процессов.
Заключительная часть направлена на закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Разделы Программы:
I – «Сказка – источник духовно – нравственного и патриотического воспитания»
II – «Мы – волшебники»
III – «Придумаем сказку»