Елена Кочубей
Здоровьесберегающая педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.
Публикация «Здоровьесберегающая педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Т. Н. Доронова – кандидат педагогических наук – в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, одним из основных компонентов она считает физическую культуру. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоро-вительной работе. Вся работа отражена в разделах «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т. Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения; профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.
В основу программы авторского коллектива под руководством Л. А. Венгер «Развитие» заложены два теоретических положения: теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л. А. Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. М. Д. Маханева и доктор психологических наук О. М. Дьяченко в 2000 году в дополнение к программе «Развитие» разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка. Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения, с другой – конкретные описания физкультурных занятий, проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой уделяется большое внимание правильному питанию детей, его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, «которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретных условий в детских учреждениях разных регионов России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении». М. Д. Маханевой разработаны:
• Гигиенические факторы – режим, питание, гигиенические процедуры.
• Средства физического воспитания.
• Закаливание – специальные меры закаливания, беседы.
• Физические упражнения – спортивные игры, праздники, развлечения.
• Физкультурные занятия – подвижные игры, утренние гимнастики, плавание.
В. Т. Кудрявцев – доктор психологических наук, Б. Б. Егоров – кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и в 2000 году возникла развивающая педагогика оздоровления. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей работы :
– приобщение к физической культуре;
– развивающая форма оздоровительной работы.
Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В. Т. Кудрявцев и Б. Б. Егоров указывают на ряд противоречий, существующих на современном этапе.
«Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника». Они вынесены, по мнению ученых, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.
Все это, на их взгляд, ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова продолжают идеи физиологов А. А. Ухтомского и Н. А. Бернштейна, психологов А. В. Запорожца и В. Л. Зинченко, педагога П. С. Лесгафта, философа Э. В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю. Ф. Змановского.
Авторы программы исходят из того, что «ребенок – это целостный духовно-телесный организм – средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно- и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности». Общая цель данного программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов и постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из зачинателей этого подхода был российский ученый педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский.
Названному направлению присущ ряд отличительных черт:
1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве «целостного телесно-духовного организма».
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.
Кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Ефuменко (Украина) в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Чем коренным образом система Н. Н. Ефименко отличается от других – Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Д. В. Хухлаевой, Ю. Ф. Змановского, Л. В. Карманова – в 10 профессиональных заповедях:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
3. Педагогический спидометр, или о тaк называемых общеразвивающих упражнениях – подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников, играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать.
6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями».
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создавай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего – комплексная педагогика жизни.
В программе «Основы безопасности дошкольников» В. А. Ананьев в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» ставит задачи развития физической активности детей: их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище, ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ею не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры-занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
В программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О. Л. Князевой, авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:
1) Ребенок и другие люди.
2) Ребенок и природа.
3) Ребенок дома.
4) Эмоциональное благополучие ребенка.
5) Ребенок на улицах города.
6) Здоровье ребенка.
Содержание последнего раздела – «Здоровье ребенка» – представляет научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать. Так, авторы содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Педагог, работающий по этой программе, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, нервная система, кровообращение, дыхание, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.
Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю. Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А. И. Баркан, Л. И. Латохиной, Б. В. Шеврыгина, Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершаловой и др. Интересные с педагогической точки зрения публикации найдены нами в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч».
Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогам, но и самим детям, родителям. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений :
– Научить детей определять свое состояние и ощущения.
– Сформировать активную жизненную позицию.
– Сформировать представления о своем теле, организме.
– Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
– Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
– Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
– Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
– Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.