Прокошева Елена Дмитриевна
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они легли в основу направления деятельности педагогического коллектива МБДОУ №114. Мы ориентируемся на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования и поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.
Публикация «Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Приоритетной целью управленческой деятельности в МБДОУ №114 является совершенствование образовательного пространства учреждения как среды детства, обеспечивающей равные стартовые условия для получения качественного дошкольного образования.
Основными задачами для достижения поставленной цели считаем:
- совершенствование нормативно-правовой базы дошкольного учреждения;
-модернизация управленческой деятельности, связанная с проектированием современной модели образовательной среды;
-стимулирование мотивации педагогического персонала (материальное и моральное) на инновационные процессы в детском саду через развитие творчества, создания авторских программ, участие в конкурсной деятельности;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогов;
-обеспечение конкурентоспособности учреждения в условиях рынка образовательных услуг за счёт эффективной реализации дополнительных образовательных программ, соответствующих запросам детей и родителей;
-привлечение родителей к сотрудничеству по поддержке индивидуальных траекторий развития детей;
- развитие взаимодействия с социумом;
С этой целью администрация и коллектив детского сада выстраивает перспективные линии развития, апробирует новые механизмы управленческой деятельности:
- проводим систематическую работу по повышению имиджа учреждения (в том числе информация об учреждении размещена на сайте детского сада);
- создаем условия для развития инновационных процессов в детском саду через систему стимулирующих выплат из фонда оплаты труда и разноуровневую систему морального поощрения;
- привлекаем педагогов к разработке инициативных проектов с участием родителей.
До 2014 г. в детском саду работали 5 групп. Для большего охвата детей от трех лет коллективом было принято решение открыть еще одну группу. В 2014 г. в рамках модернизации дошкольного образования была открыта шестая группа и принято 30 детей от трех лет. Также в 2014г. были отремонтированы пищеблок (с заменой плитки на стенах и полу, все складские помещения, музыкальный зал, медицинский блок с заменой сантехники и кафельной плитки на полу и стенах. На сэкономленные от аукциона средства были утеплены и декорированы две самые холодные стены здания детского сада цветными металлическими фасадами.
Сейчас в детском саду функционируют одна - ясельная группа (с 2х до 3х лет) и пять - дошкольных. Также функционирует группа кратковременного пребывания детей – Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) для детей от 2х – до 3х лет. Работают творческие кружки и студии.
Педагогический коллектив и воспитанники МБДОУ №114 регулярно участвуют в различных конкурсах, эстафетах, фестивалях.
В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения условий безопасности и охраны здоровья детей выполняются мероприятия в соответствии с программой контроля в МБДОУ. В МБДОУ № 114 осенью 2017 была завершена разработка модели и проведена внутренняя оценка качества образования с учетом общих критериев независимой оценки качества образование и основных направлений самообследования.
В ходе проведения внутренней оценки качества работы МБДОУ № 114, был разработан инструментарий (анкеты, опросные листы) для выявления уровня:
1) удовлетворенности родителей работой детского сада;
2) соответствия образовательных условий (психолого-педагогических условий и развивающей предметно-пространственной среды) требованиям нормативным документам.
Цель проведения внутренней оценки качества образования в ДОУ : обеспечение гарантий уровня и качества образования на основе единого ФГОС относительно уровня дошкольного образования в соответствии с законодательством Российской федерации
Среди оценочных процедур : образовательная статистика, мониторинговые исследования, социологические опросы, отчеты педагогов и воспитателей ДОУ, анализ образовательной деятельности, педагогическая диагностика, опрос и анкетирование потребителей образовательной услуги, открытые мероприятия для родителей и пр.
Активность взаимодействия родителей с представителями ДОУ
Активность родителей мы пытались отследить по двум показателям 1) степень посещаемости родительских собраний, 2) участие в жизни детского сада, группы.
Степень посещаемости родительских собраний.
Родительское собрание одна из основных форм государственно-общественного самоуправления дошкольной организации. Родительские собрания бывают групповыми, общесадовыми и пр. Родительские собрания группы должны проводиться не менее 3 раз в год, общесадовые не менее 1 раза в год.
Из 100 опрошенных на вопрос «Как часто и какие собрания Вы посещаете?» из предложенных выбрали ответы:
34 человека – посещаю все родительские собрания, включая общесадовые
33 человека – посещаю все родительские собрания группы
15 человек - посещаю самые важные собрания группы
5 человек – посещаю родительские собрания группы не чаще 1 раза в год
4 человека не посещаю родительских собраний
9 человек – не ответили на вопрос
Итого, большая часть положительных показателей, которые говорят о хорошей активности родителей относительно родительских собраний, то есть 33+34=67(%). Вывод: подавляющее большинство родителей стараются посещать родительские собрания.
Участие родителей в жизни детского сада, группы.
Активность в жизни детского сада, группы, которая может выражаться в участии в оформлении группы, участии в детсадовских конкурсах, акциях, концертах, тематических проектах, помощь в благоустройстве участка, роли на утренниках и пр.
Из 100 опрошенных на следующий вопрос «Какое участие Вы принимаете в жизни детского сада, группы?» выбрали следующие ответы:
19 человек - активное
33 человека – достаточно активное
37 человек – иногда принимаю участие
1 человек - не участвую по имеющимся причинам
10 человек – не ответили
Найдем среднее число показателей активности: (67+89) :2= 78(%)
Итого: 33+19+37=89 опрошенных родителей проявляют активность в жизни детского сада или группы. Из них чуть больше одной трети (37) активны отчасти.
Среднее число показателей активности: (67+89) :2= 78(%)
Необходимо отметить, что вывод об активности родителей мы делаем из показателей сложившихся благодаря самоанализу родителей, их самооценке. Исходя из результатов анкетирования можно сделать вывод, что большая часть родителей (78%) осознает необходимость взаимодействия и участия в жизни детского сада и группы.
Во методиках оценки качества работы образовательной организации включены показатели:
качества и содержание информации на сайте организации
открытости и доступности информации для родителей
условия для комфортного пребывания и полноценного развития ребёнка
поэтому были заданы соответствующие вопросы, которые были включены в анкету.
Открытость, доступность и качество информации (включая информацию на сайте)
Информация на сайте дошкольной организация это одна из новых форм общественного (родительского) контроля в ДОУ. Поэтому важно насколько активно родительская общественность пользуется этой новой формой.
Из 100 опрошенных
на вопрос: «Как часто Вы заходите на сайт дошкольной организации?», выбрали ответов: 5 человек - каждый день; 20 человек – 1 раз в неделю; 20 человек – 1 раз в месяц; 35 человек – не заходили ни разу на сайт организации, из них 17 – не знали о его существовании; 12 человек – 1 раз в год и реже; 8 человек - не ответили на вопрос.
Итого: Более половины опрошенных 57% пользуются сайтом дошкольной организации, из них 45% - активно.
Из 57 человек, пользующихся сайтом организации, на вопрос «Вас устраивает количество и качество информации на сайте организации?» ответили: 35 человек – да; 16 человек - не совсем; 4 не устраивает; 2 – не ответили
Итого: 51 человек из 57 опрошенных родителей удовлетворены информацией на сайте, из них 16 человек – частично.
На вопрос, какую информацию добавить на сайт, предложили:
Общую, контактную, о педагогических кадрах, об учебном процессе, фотоотчеты, обратную связь, о мероприятиях в группе: конкурсах, кружках, новостях, фото режимных моментов.
Надо отметить, что эта информация на сайтах дошкольных организаций предусмотрена, а родители хотят видеть данную информацию в обновленном виде и соответствующей времени.
Принципиально новым было предложение добавить на сайт организации десятидневное утвержденное меню, а также электронный журнал на каждого ребенка.
На вопрос «Какую информацию о пребывании вашего ребенка в ДОУ Вы получаете не в полной степени?»
родители отметили информацию, которую условно можно поделить на три группы:
o информация о педагогическом процессе: об успехах, достижениях и недостатках ребенка, пройденный материла, содержание занятий, дополнительные услуги, успеваемость;
o информация о взаимоотношениях участников пед. процесса: конфликтах между детьми и воспитателями, между детьми;
o информация о взаимодействии родителей и педагогов: о возможности участия со стороны родителей, благодарности родителям.
Условия деятельности образовательной организации
Из 100 опрошенных
На вопрос «Удовлетворены ли условиями в ДОУ для полноценного развития и комфортного пребывания Вашего ребенка?», выбрали ответов:
67 человек – удовлетворены полностью; 23 человека – удовлетворены частично; 1 человек - не удовлетворены; 9 человек – не ответили
Итого: 90% - удовлетворены условиями деятельности образовательной организации.
В ситуации удовлетворенности условиями ДОУ родители выбрали наиболее значимые условия для эффективности дошкольной организации :
29 человек – педагогические кадры (личность педагога, его компетентность); 10 человек – организация питания; 7 человек – предметно развивающая среда; 7 человек - основная образовательная программа; 3 человека - дополнительные образовательные услуги; 2 человека – современное оборудование; 30 человек – отметили все условия как равно
Итого: треть родителей (30%) считают все условия равно значимые, чуть меньше трети родителей (29%) отметили педагогические кадры как самое важное условие в ДОУ.
Эффективность форм взаимодействия и общественного контроля в ДОУ (мнение родителей)
Два вопроса из анкеты для родителей были связаны непосредственно с общественным контролем в ДОУ.
Какие формы общественного контроля в дошкольной организации Вам более привлекательны?
Родителями были отмечены: информация на стендах – 40 человек; родительские собрания – 32 человека; сайт организации – 26 человек; открытые занятия, недели и дни открытых дверей – 8 человек; олимпиада для дошкольников – 1 человек. Другие формы не отмечены.
Какие формы общественного контроля необходимо вводить или реформировать для активизации и эффективности участия родителей в жизни ДОУ?
Родители предложили активизировать открытые занятия, дни и недели открытых дверей; совершенствовать сайт, для получения полной информации не только о деятельности детского сада в целом, но и группы в частности; чаще проводить родительские собрания;
Принципиально новыми оказались следующие предложения родителей: проводить рейтинги активности участия родителей в жизни сада по группам; использовать электронные средства для обратной связи (чаты в мессенджерах, рассылка по е-mail, форум для родителей, группы в интернете для родителей и педагогов, установить видеонаблюдение в группах.
Для усовершенствования взаимодействия родителей и сотрудниками ДОУ были предложены: разработать систему поощрений родителей за деятельность; совершенствовать способы сообщения о возможности участия родителей в жизни детского сада; размещать благодарности родителям на сайте.
Таким образом, родители готовы принимать активное участие в жизни детского сада и группы и для повышения эффективности взаимодействия большинство родителей предлагают следующее: совершенствовать сайт дошкольной организации, ввести различные способы электронного общения с педагогами.
Оценка психолого-педагогических условий
Для заполнение карты, разработанной рабочей группой МБДОУ №114, включающей 44 вопроса педагогом - психологом, представителями рабочей группы в течении месяца посещались группы и отслеживались показатели психолого-педагогических условий в группах, характер взаимодействия взрослого с ребенком, ребенка с ребёнком, педагога с родителями.
Рисунок 1 Диаграмма результатов оценки психолого-педагогических условий в детском саду
Согласно самооценки и взаимооценки педагогов баллы ставились от 0 низкий уровень - до 3 самый высокий уровень оценки. («0» - «нет», «1» - «скорее нет, чем да», «2» - «скорее да, чем нет», «3» - «да»).
Результаты: психолого-педагогические условия в ДОУ находятся на достаточно высоком уровне исходя из средних показателей: по результатам самооценки воспитателей 2, 66 балла: по результатам взаимооценки комиссии 2,63 балла. Приблизительно одинаковые числа говорят об объективности результата.
Проблемное поле психолого-педагогических условий в ДОУ лежит в сфере взаимодействия детей между собой. Рекомендация: необходимо усилить работу по организации взаимодействия детей, их игровой и самостоятельной детальности.
В результате проведения оценочных процедур качества образования в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 114» г. Владимира были выявлены достижения и проблемные точки роста, которые были учтены при составлении годового учебного плана, были составлены рекомендации для совершенствования управления качеством образования в ДОУ.
Достижения:
Комфортный психологический климат в ДОУ, доброе отношение к детям, родителям:
88% опрошенных ответили, что воспитатели общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо
87,5% опрошенных ответили, что воспитатели выражают симпатию ребенку (гладят по голове, улыбаются ребенку)
86% респондентов отметили, что воспитатели ребенку нравятся
77% отметили, что голос воспитателя не доминирует над голосами детей, слышится спокойный голосовой фон в группах
20% опрошенных целенаправленно выбрали ДОУ, потому что хорошие педагоги
Высокий показатель партнерских взаимоотношений воспитателей и родителей в вопросах развития ребёнка, в заинтересованности сторон воспитания успешной, развитой личности:
80% родителей ответили, что воспитатель с удовольствием рассказывает об успехах ребенка
89% респондентов отметили, что воспитатель с удовольствием слушает о чем рассказывает ребенок
Высокий показатель взаимодействия детей друг с другом
98,7% активно играют друг с другом, из них 42,7% играют со всеми, 56% с некоторыми
Преобладающие ответы родителей на вопрос: «Что вам нравится в нашем ДОУ?»
Малое количество групп, режим работы, местонахождение ДОУ.
Стремление руководства созданию наилучших условий пребывания детей.
Грамотные заботливые и компетентные педагоги.
Разносторонне развитие и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Дополнительные занятия (кружки).
Проблемы (точки роста) :
В вопросе создания комфортного психологического климата в ДОУ выявилось, что: 7,5% детей плачут по утрам, не хотят идти в детский сад;
11% родителей отметили недостаточность выражения симпатии воспитателей к их детям (иногда воспитатели повышают голос, слабо эмоциональны)
Позиция родителей по отношению к детям и образовательному процессу :
11% родителей не интересуются нравятся ли ребенку непосредственно организованная деятельность
23% родителей не интересуются успехами детей
Взаимодействие детей друг с другом:
1,3 % ни с кем не играют (2 ребёнка)
Преобладающие ответы на вопрос «Что вам не нравится в нашем ДОУ?»
Не полностью отремонтированный фасад, окна, отсутствие пандуса; отсутствие костюмов для проведения праздников (причина – недостаточное материально – техническое обеспечение и финансирование).
Перевод детей в другие группы на летне – оздоровительный период (причина – экономия зарплаты сотрудников, малая наполняемость групп в летний период:
Отсутствие занятий по хореографии (причина – оптимизация штатного расписания, хореография не входит в ООП ДОУ).
Большие по численности группы (востребованность детского сада, комплектование осуществляется комиссией управления образования, подушевое финансирование).
Итого: большинство проблем детского сада лежит в сфере материально-технического обеспечения и недостатка финансирования, которые решаются постепенно, за счет федеральных программ и открытия платных образовательных услуг.
Рекомендации для совершенствования работы МБДОУ № 114:
усилить контроль за организацией позитивного сотрудничества педагогов и родителей, включить в годовой план;
усилить контроль за организацией самостоятельной и игровой деятельностью воспитанников;
на информационных стендах, на сайте, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах больше уделять внимания успехам воспитанников;
включить в родительские собрания вопрос особенностей организации образовательного процесса в летне-оздоровительный период;
при открытии кружков учесть запрос родителей на занятия хореографией;
направить заработанные средства на закупку костюмов;
найти спонсоров для ремонта фасада здания, замены окон, установки пандуса;
для установки пандуса направить документы для включения МБДОУ № 114 в программу «Доступная среда»;
обратиться к учредителю с просьбой о содействии по решению вопроса перенаполнения групп в детском саду.