Папки-передвижки

Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Лариса Крюкова
Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

При организации режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении нужно соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных развивающих ситуаций и свободно – игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Ежедневно с детьми дошкольного возраста нужно планировать основные образовательные ситуации, направленные на решение программных задач в соответствии с образовательными областями с учетом их интеграции.

Публикация «Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель по мере необходимости создает дополнительно развивающие проблемно – игровые ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно – игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно – познавательная деятельность. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно – графические модели.

Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно – поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих, и пр., личностно – ориентированный подход педагога.

Проведение режимных процессов, в ходе которых обеспечивается формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных навыков детей, зависит от педагогически правильной ее организации, учитывающей объективные условия и внутренние возможности личности ребенка. Планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, активизировать их интерес к занятиям, интенсифицировать процесс развития дошкольников.

Грамотное чередование в течение дня различных видов деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья, восстановлению затраченной энергии. Успешная работа воспитателя по всестороннему развитию ребенка во многом зависит от использования разнообразной деятельности в каждом режимном процессе.

Воспитатель должен равномерно распределять нагрузку в течение дня, устанавливать очередность и сменяемость различных видов деятельности. Все это позволяет обеспечить комфортное эмоциональное состояние детей как одно из условий их полноценного развития.

При организации пребывания ребенка в детском саду недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы обучения и воспитания. В течение дня необходимо обеспечить сбалансированное сочетание и чередование различных видов деятельности дошкольников : игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная игровая и двигательная активность, нерегламентированная деятельность.

Непременными условиями успешного, полноценного развития личности дошкольника является овладение им знаниями, умениями, навыками, практическими действиями, а также успешная социальная адаптация.

Если задачи умственного развития, освоения элементарных математических представлений, овладения связной речью, сенсорными эталонами эффективнее решаются на фронтальных и подгрупповых занятиях, то формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных умений осуществляются, прежде всего, в рамках режимных процессах. Ребенок получает уникальную возможность применять свои знания на практике, учится строить взаимоотношения со сверстниками, контактировать и соподчинять свои действия с интересами других. Таким образом, он углубляет, расширяет свои знания и представления об окружающем мире, предметах и явлениях, экспериментирует, делает простейшие выводы, упражняется в умении связно выражать мысли, накапливает впечатления, наблюдая за окружающим.

Благодаря детской деятельности вне занятий, повседневному общению со сверстниками и педагогом обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост. Каждый ребенок индивидуален, неповторим, а задачи воспитания и обучения, выдвигаемые программой, одни для всех.

В этой связи огромное значение имеет разнообразная деятельность детей в режимных моментах, многие виды которой предполагают подгрупповую или индивидуальную форму организации работы. Такой выбор обусловлен и тем, что все дети, как правило, приходят в дошкольное учреждение утром к определенному часу, а вечером уходят домой не одновременно. Персональные задания помогают решить задачи индивидуализации воспитания и направить педагогическое воздействие на достижение наилучших результатов.

Правильное педагогическое руководство игрой дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на дошкольников, создавать условия для их развития, проявления организаторских качеств, инициативы, самостоятельности, творчества. Сама логика сюжетно-ролевых игр предполагает объединение детей в пары, маленькие подгруппы по половому признаку и интересам.

Организация режима дня в дошкольном учреждении должна базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей, закономерностей организации различных видов деятельности с учетом актуальных для современного образования подходов.

Условную половину периода бодрствования ребенка во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении нужно отводить для двигательно-активных и физкультурно-оздоровительных видов деятельности: подвижных, спортивных игр и упражнений, оздоровительных пробежек, коррекционно-оздоровительных игр, психогимнастики, хороводных, музыкальных и театрализованных игр и др.

Важно своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, что не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.

Отбор содержания и определение количества форм организации обучения в режиме дня должны осуществляться с учетом колебания работоспособности детей в течение дня и недели, их возрастных и индивидуальных особенностей.

От правильного распределения нагрузки в течение недели зависит процесс обучения и воспитания. В понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. И в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. К пятнице у дошкольников накапливается утомление, поэтому планируются мероприятия, не требующие усиленной умственной работы. Таким образом, в понедельник и пятницу количество организуемых педагогом видов деятельности должно быть минимальным.

В середине недели можно проводить мероприятия, требующие от детей максимальной сосредоточенности, повышенной познавательной активности и умственного напряжения. К ним относятся составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, экспериментально-опытная деятельность, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному воспитанию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планировать виды деятельности, не требующие от ребенка дополнительных усилий: индивидуальную изо деятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры.

Для профилактики утомления дошкольников важно сбалансированное чередование видов деятельности с разной интенсивной нагрузкой в течении дня.

Утром целесообразно планировать следующие виды деятельности:

- короткие беседы (индивидуальные или подгруппой, на заранее намеченные темы и темы, возникающие по инициативе детей,

- работа по развитию речи (артикуляционная гимнастика, индивидуальная работа по воспитанию звукопроизношения, выработка правильной интонации, развитие фонематического слуха,

- рассматривание предметов, картинок, картин, альбомов, которое может быть связано с предварительной работой по подготовке к НОД (занятиям,

- наблюдения за объектами живой и неживой природы,

-разные виды игровой деятельности (знакомые развивающие, дидактические, настольно – печатные игры, подвижные игры малой и средней подвижности, хороводные игры,

- индивидуальную работу с детьми по воспитанию культурно – гигиенических навыков, закреплению имеющихся знаний, представлений и навыков, развитие умственных способностей,

- создание условий для самостоятельной деятельности в развивающих уголках группы,

- организацию трудовой деятельности (в природе, поручения, новый вид дежурства или усложнение обязанностей,

- чтение художественной литературы.

Во всех возрастных группах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика организовывает детей, настраивает детей, создает жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

При организации приема пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, освоение правил поведения за столом, дежурства, трудовой деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирования и интеграции образовательных областей.

Прогулка в ДОУ используется как средство не только оздоровления, но и обучения, воспитания. После серии учебных занятий дошкольник с радостью выбегает на улицу, где у него есть уникальная возможность получить новые яркие впечатления и знания, снять утомление и статическое напряжение, расширить представления об окружающей действительности, применить знания и умения, полученные на занятиях, и др. Вне зависимости от последовательности видов деятельности на прогулке ребенок получает возможность большую часть времени находиться в движении, удовлетворить повышенную потребность в двигательной активности, свойственную дошкольникам. Для того чтобы реализовать значительные потенциальные возможности нахождения на свежем воздухе для оздоровления и развития ребенка, педагог должен предусмотреть сменяемость различных видов двигательной активности: 1-2 подвижные игры ежедневно, спортивные игры и упражнения, физические упражнения на игровой основе, оздоровительные пробежки, самостоятельная и нерегламентированная двигательная деятельность детей. Ежедневно на прогулке организуются наблюдение за различными объектами живой и неживой природы, деятельностью людей, самонаблюдения.

Важной частью режима является самостоятельная игровая деятельность в процессе которой дети взаимодействуют с друг другом в группе. Игровая деятельность способствует обогащению опыта детей, развитию творческой способности, раскрепощению детей.

В процессе обеда нужно закреплять или заново обучать детей навыкам гигиены, выполнять разнообразные поручения и дежурства.

Организация сна - важный режимный момент. Сон основной источник восстановления сил. После дневного сна силы ребенка восстанавливаются, но необходимо учитывать, что процесс пробуждения индивидуален. Поэтому, после сна, планируются мероприятия с постепенным увеличением нагрузки.

В вечернее время необходимо организовывать свободную деятельность детей. Для этих целей необходимо создать в группах предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Во время вечерней прогулки целесообразно повторять, расширять, углублять, систематизировать и использовать знания воспитанников, полученные на утренней прогулке, что должно найти отражение в составляемом плане. Если в утренние часы воспитатель планирует наблюдение за птицами, то в вечерние -стоит его повторить с целью уточнения и дополнения знаний детей.

День ребенка насыщен разнообразными впечатлениями, и функциональные возможности организма к концу дня истощены. Поэтому в вечерние часы нужно обеспечить дошкольникам адаптивные условия, спокойное и уютное пребывание в группе.

Педагогически обоснованная организация режимных процессов помогает удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности в течение дня, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифицировать процесс развития.

Оптимальный режим дня, который может быть составлен воспитателем, должен соответствовать следующими принцами:

1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребёнку легкое «вхождение»в рабочую неделю и состояние удовлетворённости от пребывания в детском саду в конце недели;

2. Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации;

3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;

4. Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогом следует ее всячески поощрять.

Рекомендации родителям по режиму дня в домашних условиях:

1. Приучайте детей к определенному режиму. Основные требования к режиму - это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

2. Постарайтесь, чтобы ребёнок вставал не позднее 9.00.

3. Для занятий лучше всего подходят утренние часы с 10.00 до 12.00.

4. Ребёнок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятна, прогулку можно сократить. Не кутайте ребёнка на прогулке, громоздкая одежда мешает двигаться.

5. Точно соблюдайте время приёма пищи.

6. Обязательно ежедневно организовывайте дневной сон для детей.

7. Соблюдайте интервалы между приёмами пищи 3,5-4 часа. Не допускайте перекусов (печенье, конфеты, сладости, газировка).

8. В конце дня ограничьте физическую, умственную и эмоциональную активность. Перевозбуждение отрицательно влияет на сон.

9. Ребёнок не должен находиться у телевизора и компьютера более 15-20 минут, позаботьтесь о здоровье своего малыша.

10. Укладывайте ребенка спать на ночной сон с 21-00 до 21-30.

11. Старайтесь соблюдать режим в выходные дни, даже если отправляете ребёнка на несколько дней к родственникам.

12. Не забывайте, что режим – это здоровье вашего ребёнка!

Публикации по теме:

Организация режимных процессов в разновозрастной группе Организация режима дня в разновозрастной группе детского сада. Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

Педагогическая поддержка адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как.

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС XXI век - время стремительно изменяющегося мира. И мы современное поколение должны суметь не только сами приспособиться к новому, но и вырастить.

Фотоотчет «Модное дефиле в дошкольном образовательном учреждении»Фотоотчет «Модное дефиле в дошкольном образовательном учреждении» Мир моды - удивительный, волшебный, великолепный, притягательный. Он, словно праздник, пьянит и манит, ослепляет и завораживает. Показ.

Об особенностях функций психолога в дошкольном образовательном учреждении ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИЙ ПСИХОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. «Любить каждого ребёнка как своего» - таков мой девиз, как психолога.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении Развивающая предметно пространственная среда (РППС) – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Уголок природы в дошкольном образовательном учрежденииУголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Возрастные особенности детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении Ранний период жизни (1 -3 года) В возрасте от 1,5 до 3-х лет продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 25 мая 2018 в 05:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Крюкова (УИ 121329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД