Галина Фондеркина
«В здоровом теле — здоровый дух». Мастер-класс для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«В здоровом теле – здоровый дух»
мастер-класс для педагогов по использованию
здоровьесберегающих технологий
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
Публикация «„В здоровом теле — здоровый дух“, Мастер-класс для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• познакомить с методикой их проведения;
• поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
• познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса:
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняюсь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
(В. Ф. Милейко)
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать и учиться. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Всемирная Организация Здравоохранения: Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В федеральных государственных образовательных стандартах одной из важных задач обозначена задача: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Как быть?
Для начала обратимся к теоритическим основам здоровьесбережения. У меня в руках волшебный мяч. Сейчас я его кину в зал. Срывайте один стикер, прочитайте вслух и закончите предложение. Ловите скорей!
Комплекс упражнений для профилактики близорукости – это …
Комплекс упражнений для развития дыхательных функций организма – это…
Гимнастика для развития кистей рук - это…
Расслабление после длительного напряжения – это…
Гимнастика после сна – это ….
Молодцы! Все это здоровьесберегающие технологии.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами отправимся в морской круиз.
Приглашаю вас на палубу роскошной яхты. На ней мы отправимся на поиски бесценного сокровища – здоровья. Путь на яхту лежит через цветные барханы, волшебный ветер настроения принёс их к нашему берегу. Предлагаю вам выбрать один цвет, который соответствует вашему настроению. Звучит спокойная музыка. (По всему залу, на полу, лежат цветные полотна восьми цветов, на каждом листок с интерпретацией цвета).
Музыка (Поля Мариа) «Ностальгия» (Коррекционные технологии воздействия музыкой и цветом)
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов, угнетающее влияет на нервную систему, действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивая их органическую выносливость.
Коричневый - успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его нужно применять с добавлением желтого и оранжевого.
Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.
Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.
Красный – проникающий, увеличивает мускульное напряжение, а следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма. Цвет жизни и действия.
Оранжевый – одновременно является и согревающим, и стимулирующим, то может в разных случаях и успокоить, и раздражать. Этот цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.
Жёлтый – тонизирующий, способствует мускульной деятельности, стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активирует умственную работу. Цвет хорошего настроения и веселья.
Зелёный – уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения:
1. руки скрещены на груди,
2. руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями
3. руки сжаты в кулаки.
По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Попробуем сегодня с помощью здоровьесберегающих технологий поднять настроение.
Для того, чтобы наше путешествие удалось, мы должны быть бодрыми и полными сил. Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме:
Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
Указательный – улучшает работу желудка;
Средний – кишечник и позвоночник;
Безымянный - улучшает работу печени;
Мизинец – помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Пальчиковая игра "Осьминожки"
Посмотрите на наши ладошки, они похожи на осьминожек.
Восемь рук и восемь ног-
Вот забавный осьминог. Плавно потрясти кистями рук, сжать кулачки.
Эти ножки, чтобы кушать.
Эти ножки, чтоб дружить.
Эти ножки, чтоб играть,
Эти - чтобы рисовать. Поочерёдно разгибать пальчики.
Вместе могут все нырять,
От акулы удирать. Сцепить пальчики в общий кулачок
Плывем дальше. (Музыка) А море все плещет и зовет нас. Посмотрите, как интересно морское дно. Хотите разглядеть его?
Гимнастика для глаз
«Рыбка»
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Рыбка, рыбка, не ленись! -проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там. -прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)
Вот она какая, рыбка золотая. -поморгать глазами.
Вставайте! Будем нырять при помощи кинезеологических упражнений. Итак, приготовились!
Правой рукой зажимаем нос, левой ухо, хлопаем в ладоши. Меняем руки. Вот так мы и будем нырять. Потренировались. А теперь пристегнем страховочный трос. Сцепили руки за спиной в замок. Лучше, лучше пристегивайтесь! Сейчас поменяли руки. Молодцы! И вперед, в море!
Какие проплывают красивые рыбки, скорей фотографируйте их!
Соединяем указательный палец левой руки с большим пальцем правой руки. Покажите ваши уникальные фотоаппараты. А теперь делаем снимки. Оп! Ах, какой красивый снимок! Оп! Какая великолепная рыбка! Оп!
Ой, акула! Она распугала всех рыбок, и мы возвращаемся на палубу.
Правильная и красивая осанка – ключ к здоровью. Предлагаю поиграть в игру, способствующей формированию навыка правильной осанки.
Игра «Море, берег, парус» (с мешочками)
3-5человек. Построится в шеренгу, принять правильную осанку с мешочком на голове. По сигналу «Море» - шаг назад, «Берег» - шаг вперед, «Парус» - поднять руки вверх.
Правила: если ошибся или уронил мешочек, подойти к стене, встать спиной - пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед.
Комментарии: формирование навыка правильной осанки.
Незаметно наступил вечер. А к нашей яхте прибило сундук.
Давайте посмотрим, что в нем находится (трубочка для коктейля, целлофановый мешочек, воздушный шар, снежинка, нитки, комочки ваты, мыльные пузыри). Я думаю, эти предметы помогут укрепить здоровье. Дорогие знатоки-путешественники (выбрать 4-5 человек, в течение 2мин. подумайте и расскажите, где и как можно использовать эти предметы. А мы поиграем в подвижную игру
«Иммунитет»
Выбираются водящие: "Вирус" 1 человек и "Иммунитет" 2-3 человека - чеснок, лимон и лук. По сигналу "Вирус" старается догнать и "заразить" игроков. Те, кого "Вирус" "заражает", останавливаются и поднимают руки вверх. "Вылечить" "зараженных" может "Иммунитет".
Комментарии: развитие двигательной активности, знакомство со средствами укрепления здоровья.
Уважаемые знатоки, поделитесь, пожалуйста, своими рассуждениями о том, что лежит в нашем сундуке и как можно это использовать при оздоровлении детей. После этого ведущий предлагает свои варианты игр: «Облака» (дуть на мешочек таким образом, чтобы он как можно дольше продержался в воздухе, «Дворник», «По дорожке».
«Дворник»
На столе лежит много комочков ваты или бумаги. В игре могут принять участие сразу несколько человек. На выдохе через коктейльную трубочку нужно очистить «двор» от мусора, поочередно убирая комок за комком.
Комментарии: отрабатывается качество выдоха, каждый выдыхает в силу своих возможностей, не усердствуя.
Выдувать мыльные пузыри (самый большой, маленький, много).
«По дорожке»
Дуя в коктейльную соломинку по дорожке комочек ваты прокатить.
Комментарии: Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.
Мы причаливаем к волшебному острову, где живут герои мультфильмов. Сейчас я предлагаю вам превратиться в героев мультфильма «38 попугаев».
Каждый из вас превращается в одного из героев мультфильма и должен передать его мимику, жесты, характер, в образе этих персонажей вы будете встречать яхту веселым танцем. А мы попробуем их угадать. (Музыка из м/ф)
Вы почувствовали, как поднялся эмоциональный фон нашего путешествия? С помощью применения креативной гимнастики, мы развиваем творческую инициативу детей.
Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.
Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь (гормон радости)
Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе (сейчас потрудимся и посмеёмся)
Упражнение «Сквозь кольцо»
Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность.
Описание упражнения: Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно.
А сейчас мы возвращаемся на яхту и отправляемся домой. Занимайте свои места, обнимите друг друга за плечи и, покачиваясь под музыку, направляемся к берегу)
Я вижу землю, друзья. Мы причаливаем к берегу!
Спасибо за внимание!