Елена Зубанова
Здоровье школьника с ОВЗ и выбор профессии
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ
И ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
Профессиональная ориентация школьников призвана помочь им правильно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.
Известно, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте. Однако сами подростки не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии и обеспечивают успех ее освоения, кроме того, подростки плохо ориентированы в условиях труда и характере различных профессий, в требованиях, которые предъявляются тем или иным профессиональным трудом к организму. Подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. К сожалению, это не учитывается часто и родителями.
Публикация «Здоровье школьника с ОВЗ и выбор профессии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Социологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что 20% старшеклассников ряда московских школ собирались избрать профессию, которая, как оказалось, совершенно не подходила им по состоянию здоровья. Лишь 7% опрошенных школьников при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья, и только менее трети родителей уделяли внимание этому важному вопросу при рекомендации детям того или иного вида профессионального обучения, Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время как профес-сия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
Из сказанного понятно, что подросткам необходима помощь при выборе их будущей профессиональной деятельности.
Важным условием сохранения здоровья являются : медицинские осмотры перед поступлением подростков на профессиональное обучение любым, даже самым легким, специальностям. Их целью является определение состояния здоровье, годности его по состоянию здоровья к избранной профессии или рекомендация профессии, наиболее соответствующей физическому развитию и здоровью. Предварительные медицинские осмотры (перед поступлением в училище, в техникум, на работу) проводятся в поликлиниках всеми специалистами. На основании данных осмотра врач выносит заключение о состоянии здоровья и дает рекомендацию о подходящей профессиональной деятельности.
Подобные осмотры учащихся 7—10-х классов проводятся в настоящее время и в школах. На основании осмотра школьный врач выносит заключение-рекомендацию о том, какой профиль профессиональной деятельности является для каждого из них наиболее подходящим по состоянию здоровья, в каких ПТУ, техникумах или вузах им целесообразнее обучаться.
Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить их к тому, что ряд профессий, возможно и те, которые они для себя избрали, будут для них вредны, рекомендовать им выбор более подходящих специальностей. Это избавит подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.
Возрастные особенности обусловливают повышенную чувствительность подростков ко всем неблагоприятным внешним условиям и факторам производства: повышенной и пониженной температуре воздуха, шуму, пыли, химическим веществам и др. При работе в таких условиях у подростков быстрее возникают изменения в состоянии здоровья, вызванные действием неблагоприятных факторов. Кроме того, в период усиленного роста и развития возникают временные отклонения возрастного характера в состоянии здоровья, и подростки с такими отклонениями нуждаются в ограничениях к некоторым видам труда, так как при неблагоприятных условиях работы эти возрастные отклонения могут переходить в более стойкие и выраженные.
Разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования, в том числе и повышенные, к некоторым органам и системам. Это зависит от степени участия в работе разных органов — зрения, слуха, конечностей и др.
Так, большое число профессий предъявляют повышенные требования к органу зрения. К ним относятся так называемые зрительные работы:
требующие большой точности, а, следовательно, связанные с напряжением глаз, т. е. профессии мелкого точного приборостроения:
Работа с часовыми механизмами,
Работа с компьютером,
Работа на оптико-механическом производстве,
профессии типографского профиля (корректорские,
наборные,
ювелирное дело и др.
представляющие повышенную опасность глазного травматизм:
профессия токаря,
профессия фрезеровщика,
профессия слесаря,
профессия столяря,
профессии горячих цехов и т. п.
требующие правильного различения цветов:
для швеи, портной,
для обувных дел мастера,
для работников радиотехнической промышленности,
для работников транспорта и др.
Очень точные мелкие работы требуют хорошего зрения, но при их выполнении можно носить очки, и если в очках зрение улучшается, то можно осваивать эти профессии, например швейного, обувного, станочного, слесарного, радиотехнического, столярного профилей, механико-наладочные работы, специальности часового производства.
Другие работы не требуют большой точности, но зрение должно быть хорошим без очков, так как ношение очков при их выполнении затруднительно либо вовсе невозможно (на высоте, при неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях большой запыленности).
Поэтому подростки с пониженным зрением, даже хорошо исправляющимся очками, не смогут осваивать профессии строительного, судостроительного профиля, литейных, кузнечно-прессовых, прядильно-ткацких цехов, работы электромонтера, поварское дело и т. п.
Многие профессии не могут выполняться при нарушении движений в руках, особенно при отсутствии пальцев, их искривлении, тугоподвижности, для некоторых работ имеет значение хорошее состояние нижних конечностей (выполняемые стоя, связанные с подъемом на высоту).
Ряд специальностей предъявляют повышенные требвания к сердечно-сосудистой системе (например, работы физического характера, в вынужденной рабочей позе, в горячих цехах, к нервной системе (напряженный конвейерный ритм труда, профессии сферы обслуживания и т. п.).
На организм оказывают влияния и условия, в которых выполняется работа; повышенная или пониженная температура воздуха, шум, пыль и др. Это также следует учитывать при рекомендации профессии подросткам, для которых эти условия вредны.
Все сказанное свидетельствует о том, что даже практически здоровые подростки, имеющие такие отклонения, которые им мало мешают в повседневной жизни (например, пониженное зрение, хорошо исправляемое очками, плоскостопие, небольшое искривление позвоночника и др., нуждаются в правильном выборе профессии, а следовательно, в совете подросткового врача. Только врач может грамотно решить вопрос о профессиональной пригодности подростка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.
При выраженных искривлениях позвоночника, о чем рассказывалось выше, профессии, требующие долгого сидения в согнутой позе (работа швеи, вязальщицы, радиомонтажницы, часовщика) или подъема тяжестей, не рекомендуются;. Более подходящими являются специальности слесарно-сборочные по некрупной сборке, приемочно-контрольные, механико-наладочные и им подобные, но без подъема и переноски тяжестей.
При выраженном плоскостопии рекомендуются профессии, выполняемые, преимущественно сидя. Лица с не резко выраженным плоскостопием не имеют ограничений к труду.
Подростки, страдающие хроническими заболеваниями сердца (врожденные или ревматические пороки сердца, почек, легких, более ограничены к труду, однако и они могут осваивать немало профессий в профессионально-технических училищах, таких, которые выполняются в благоприятных условиях, в сухих отапливаемых помещениях, без физических перегрузок, без подъема на высоту; им подходят специальности монтажно-сборочные в приборостроении, некоторые профессии швейного производства, чертежные, граверные и т. п.
Здесь нет необходимости приводить подробные сведения о профессиональной пригодности подростков, страдающих различными заболеваниями; мы преследовали цель привлечь внимание родителей к этому важному вопросу, конкретно же решает его в отношении каждого подростка врач.
Важно помнить, что довольно большое число подростков, заканчивающих школу и собирающихся начать трудовое обучение, нуждается в консультации врача для правильного выбора профессии в соответствии с состоянием здоровья. В этом нуждаются не только больные (их, кстати, совсем не так много, но и здоровые юноши и девушки, имеющие нерезко выраженные отклонения или функциональные изменения. Консультация должна быть проведена задолго до окончания школы, чтобы учащийся подготовил себя к тому, что, возможно, некоторые виды профессиональной деятельности, которые он предварительно для себя избрал, будут для него неподходящими, что ему следует ориентироваться на другой вид специальности. Чем раньше это сделано, тем менее болезненна и ощутима переориентация, тем больше возможностей своевременно подготовиться к правильному выбору профессии. Лучше всего проконсультироваться у врача по поводу профессиональной пригодности в конце седьмого, начале восьмого класса.
В помощь проведению работы по профессиональной ориентации подростков с заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья изданы перечни медицинских противопоказаний для обучения в профессионально-технических училищах, техникумах и вузах, имеющиеся в подростковых кабинетах поликлиник, куда следует обращаться за советом о выборе профессии. Кроме того, в настоящее время во многих городах созданы кабинеты профессиональной ориентации, где компетентные специалисты (психологи, физиологи, педагоги, в том числе и врачи, дают консультацию о подходящей для подростка профессии с учетом его склонностей, способностей, развития, личностных качеств и состояния здоровья.
Помощь подростку в выборе профессии — одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило — знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают, где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно. Между тем они с интересом узнают, что у дедушки большие трудовые заслуги, отмеченные благодарностями, грамотами, премиями, а мамин портрет находится на Доске почета, что у папы есть изобретения, он отличный рационализатор.
Воспитание семейной трудовой гордости — дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания непростительно.