Галина Павлова
Программа дополнительного образования для подростков «Выбор профессии — дело серьезное»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по дополнительному образованию «Выбор профессии - дело серьезное» (для подростков в возрасте от 12 до 18 лет).
Разработчик: социальный педагог Г. Г. Павлова
Пояснительная записка
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном Центре с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Направленность программы : данная программа направлена на оказание помощи подростку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Актуальность: актуальность профориентационной помощи воспитанникам социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с подростками, это также вклад в решение острых социальных проблем. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с подростками и в каком-то смысле является ее логическим завершением, привнося элементы спокойствия в отношении к своему будущему.
Цель программы : формирование у подростков способности к будущему самоопределению.
Основные задачи:
-создать условия для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-способствовать формированию и закреплению первых умений и навыков общего труда;
-информировать о службах занимающихся трудоустройством;
- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей труда;
-познакомить с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
-подготовить к летнему трудоустройству;
-формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Срок обучения: 9 месяцев (36 занятий).
Режим занятий: раз в неделю 40 минут.
Основные формы и методы проведения занятий:
- индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра, диспут, дискуссия);
- анкетирование;
- тренинг;
- ситуативный практикум;
- информационный час;
- встречи с людьми разных профессий;
- организация взаимодействия с учебными заведениями, центром занятости населения, экскурсии на предприятия для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника.
Основные принципы программы :
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.
Ожидаемые результаты:
- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних;
- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
- овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.
Итогом работы по программе «Выбор профессии - дело серьезное» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Ресурсное обеспечение программы : мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, видео и аудио материал.
Содержание программы :
1 «Многообразие мира профессий» - вводное занятие.
Цель: познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.
2. «Профессия, специальность, должность» - информационный час.
Цель: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.
3. «Профессии моего края, станицы» - информационный час.
Цель: расширение и систематизация представлений детей о профессиях наших земляков.
4. «Профессии людей работающих в нашем центре» - беседа-диалог.
Цель: воспитание уважения к обслуживающему персоналу детского социально-реабилитационного центра.
5. Экскурсия в центр занятости населения в Кущевском районе.
Цель: знакомство с деятельностью организаций, направленных на содействие занятости населения.
6. «Как изучить свои способности» - ситуативный практикум.
Цель: научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
7.«Формула успеха - труд по призванию» - занятие – размышление.
Цель: расширить знания и побудить интерес учащихся к профессии, через общение со студентами и выпускниками учебных заведений.
8. «Внутренняя культура – гарант удачной трудовой деятельности» информационная - беседа.
Цель: формирование культуры труда.
9. «Темперамент и выбор профессии» - занятие с элементами анкетирования.
Цель: изучение собственного темперамента; развитие навыков работы с диагностическими материалами.
10. «Встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела» - круглый стол.
Цель: формировать положительное отношение к людям труда, стремление самосовершенствоваться.
11. «Рынок образовательных услуг. Профессиональные учебные заведения нашего края» информационная беседа.
Цель: знакомство с профессиональными учебными заведениями края, порядком приема в учебные заведения, спросом на рынке труда.
12. «Ошибки в выборе профессии» - дискуссия.
Цель: развивать умение работать с информацией: анализировать, обобщать.
13. Экскурсия в Ленинградский технологический колледж.
Цель: ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.
14. «Профессии вокруг нас» - викторина.
Цель: закрепление у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
15. «Мое видение будущей профессии» - диспут.
Цель: формирование навыков целеполагания и планирования.
16. «Здоровье и выбор профессии» - дискуссия.
Цель: научить анализировать свои возможности и соотносить их с будущей профессией.
17. Экскурсия в Кущевский районный узел связи.
Цель: расширить знания о производственной деятельности людей, о технике.
18. «Способности и профессиональная пригодность» - деловая игра.
Цель: научить анализировать свои способности применительно к будущей профессии.
19. «Угадай профессию» - игровая программа.
Цель: закрепление знаний о профессиях.
20. «Новые профессии нашего времени» - информационная беседа.
Цель: знакомство с новыми профессиями на рынке труда.
21. «Самая востребованная профессия на рынке труда» - диспут.
Цель: развитие навыков анализа, синтеза и сопоставления.
22. Оформление стенгазеты «В море профессий».
Цель: создать условия для применения ранее полученных знаний о мире профессионального труда.
23. «У меня все получится» - игра-погружение.
Цель: формирование положительных жизненных целей.
24. «Об Армии с гордостью» - интеллектуальная интерактивная игра.
Цель: расширение знаний о военных профессиях.
25. «Знатоки профессий» - игровая программа.
Цель: формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников).
26. Экскурсия в Кущевский медицинский колледж.
Цель: ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.
27. «Профессиональное будущее и положение в обществе» - деловая игра с элементами анкетирования.
Цель: развитие мотивов самоактуализации.
28. «Самооценка и ее роль в жизни человека» - занятие с элементами тренинга.
Цель: формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию подростков.
29. «Слагаемые выбора профессии» - оформление стенгазеты.
Цель: закрепление знаний о мире профессионального труда через творческую деятельность.
30. Экскурсия в Кущевский БТРЗ №163.
Цель: расширить знания о производственной деятельности людей, о технике.
31. «Летнее трудоустройство подростков» - круглый стол с приглашением представителей Кущевского центра занятости населения
Цель: мотивировать подростков к летнему трудоустройству.
32. «Личный профессиональный план» занятие – практикум.
Цель: побудить желание личностного и профессионального роста.
33. «Как правильно подготовить документы для трудоустройства» - занятие-практикум.
Цель: познакомить подростков с нормативно-правовыми документами, регламентирующими трудоустройство несовершеннолетних.
34. «Мой выбор» - итоговое занятие.
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Список литературы:
1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб. : Речь. 2007.
2. «Закон о занятости населения». М. : МП «Новая школа», 1992.
3. «Закон об образовании».
4. Климов Е. А. Как выбирать профессию? //Библиография. - М., 2005, №6
5. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.
7. Пряжников Н. С. “Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М. : ВАКО, 2005.
8. Пряжников Н. С. Направления и методы профориентации. //Директор школы. №2, М., 2006.
9. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профриентация. М. : «Академия», 2005.
10. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс) : Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М. : «Вако», 2005.
11. Савченко М. Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М. : «Вако», 2005.
12. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов: «Феникс», 2005.
13. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. М. : «Просвещение», 1991.
Интернет – источники
1. https://festival.1september.ru/articles/531709/
2. https://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-proforientaciya-i-professii
3. https://www.myshared.ru
4. https://www.proftime.edu.ru
Учебный план
общеразвивающей программы по дополнительному образованию
«Выбор профессии - дело серьезное»
№
п/п
Тема Количество занятий
Всего занятий Теория Практика
1 «Многообразие мира профессий»
Вводное занятие.
1
1
2. «Профессия, специальность, должность» Информационный час.
1
1
3. «Профессии моего края, станицы» Информационный час.
1
1
4. «Профессии людей, работающих в нашем центре»
Беседа-диалог.
1
1
5. Экскурсия в центр занятости населения в Кущевском районе.
1
1
6. «Как изучить свои способности» Ситуативный практикум.
1
1
7. «Формула успеха - труд по призванию». Занятие –размышление.
1
1
8. «Внутренняя культура – гарант удачной трудовой деятельности»
Информационная беседа.
1
1
9. «Темперамент и выбор профессии». Занятие с элементами анкетирования.
1
1
10. «Встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела» Круглый стол.
4
4
11. «Рынок образовательных услуг. Профессиональные учебные заведения нашего края» Информационная беседа.
2
2
12. «Ошибки в выборе профессии» Диспут. 1 1
13. Экскурсия в Ленинградский технологический колледж.
1
1
14. «Профессии вокруг нас» Викторина.
1
1
15. «Мое видение будущей профессии»
Диспут.
1
1
16. «Здоровье и выбор профессии» Дискуссия.
1
1
17. Экскурсия в Кущевский районный узел связи. 1 1
18. «Способности и профессиональная пригодность» Деловая игра.
1
1
19. «Угадай профессию»
Игровая программа.
1
1
20. «Новые профессии нашего времени» Информационная беседа.
1
1
21. «Самая востребованная профессия на рынке труда» Диспут.
1
1
22. Оформление стенгазеты «В море профессий».
1
1
23. «У меня все получится»
Игра-погружение.
1
1
24. «Об Армии с гордостью» -Интеллектуальная интерактивная игра.
1
1
25. «Знатоки профессий» Игровая программа».
1
1
26. Экскурсия в Кущевский медицинский колледж.
1
1
27. «Профессиональное будущее и положение в обществе» Деловая игра с элементами анкетирования.
1
1
28. «Самооценка и ее роль в жизни человека» Занятие с элементами тренинга.
1
1
29. «Слагаемые выбора профессии» Оформление стенгазеты.
1
1
30. Экскурсия в Кущевский БТРЗ№163.
1
1
31. «Летнее трудоустройство подростков» круглый стол с приглашением представителей Кущевского центра занятости населения.
1
1
32. «Личный профессиональный план»
Занятие –практикум.
1
1
33. «Как правильно подготовить документы для трудоустройства» Информационный час.
1
1
34. «Мой выбор» итоговое занятие.
1
1
Всего: 38 занятий 14
занятий 24
занятий