Елена Воронова
Родительское собрание «Внимание младшего школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Внимание младшего школьника»
Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
2. Выявление проблем развития внимания.
Публикация «Родительское собрание „Внимание младшего школьника“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
Ход собрания:
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня обсудим с вами такой психологический процесс - внимание.
«Что такое внимание и каковы его свойства?».
СЛАЙД 2
«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».
Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.
СЛАЙД 3
Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).
СЛАЙД 4
Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.
СЛАЙД 5
Существует два вида внимания : непроизвольное и произвольное.
Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
СЛАЙД 6
Различают пять свойств внимания :
Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.
Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.
Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.
Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т. д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.
Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.
СЛАЙД 7
Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и,в последствии, к проблемам в учебной деятельности.
СЛАЙД 8
В начале года проводилось изучение личностных особенностей и развития психических процессов (в том числе и внимания) у учащихся 3 класса. Каковы результаты:
Высокий уровень - 1 чел. - 4 %
Средний уровень - 4 чел. - 17 %
Низкий уровень - 18 чел. - 79 %
СЛАЙД 9
Внимание можно и нужно развивать и не только в школе педагогами, но и родителями дома.
Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.
Упражнение «Заметить все»
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
СЛАЙД 10
Упражнение «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т. п., по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют
СЛАЙД 11
С помощью развивающих игр, таких как шашки, шахматы, конструкторы, пазлы и др.
СЛАЙД 12
Упражнение «Запоминай порядок»
Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;
СЛАЙД 13
Положить перед ребенком несколько предметов, затем поменять их или убрать какой-то из них, предложить ему восстановить порядок или вспомнить недостающий предмет.
СЛАЙД 14
Сосчитай все слоги, например БА
СЛАЙД 15, 16
Найди и выпиши названия цветов
СЛАЙД 17
Скопируй рисунок по клеточкам
СЛАЙД 18
Найди ошибки в словах, предложениях
СЛАЙД 19
Расшифруй слово
СЛАЙД 20
Вставь пропущенные буквы
СЛАЙД 21
Прочитай слова, написанные наоборот
СЛАЙД 22
- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке ( объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др., машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр., ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).
СЛАЙД 23
Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Я надеюсь, они будут весьма полезными в вашей домашней копилке.
СЛАЙД 24
Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!
Спасибо за внимание.