Оксана Гревцева
Консультация «Организация режима дня школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь каждого человека подчинена определенному ритму, и у каждого есть свой режим, только у кого-то он правильный, а у кого-то нет. Соблюдение режима способствует сохранению здоровья, профилактике переутомления и развития различных заболеваний, а также поддержания уровня активности и работоспособности в течение всего дня. Важность соблюдения правильного режима обоснована и неоднократно доказана специалистами в области медицины, физиологии, психологии, педагогики, и мало у кого вызывает протест.
Публикация «Консультация „Организация режима дня школьника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Организация и соблюдение режима имеет особое значение в детском и подростковом возрасте. В этом вопросе вся ответственность ложится на взрослых. В процессе взросления ребенка распорядок его дня постоянно претерпевает изменения, обусловленные возрастными и физиологическими особенностями, а также социальными условиями. Период школьного обучения является значительной вехой в жизни каждого человека и требует к себе особого внимания, поэтому при поступлении ребенка в школу родителям необходимо позаботиться об установлении оптимального режима так, чтобы ребенок успевал выполнить задания и отдохнуть, чтобы у него были силы и время для дополнительных занятий и для прогулки на свежем воздухе. Распорядок дня должен быть удобен Вашему ребенку и учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Если Вы замечаете, что ребенок стал вялым, сонливым или раздражительным, у него стала падать успеваемость, ухудшились показатели памяти, внимания, то у Вас появился веский повод сесть и вместе с ребенком пересмотреть его режим. При составлении распорядка важно, чтобы основные пункты выполнялись ежедневно в одно и то же время.
Не стоит добиваться от ребенка поминутного исполнения составленного распорядка. Но приучать соблюдать основные режимные моменты надо. Помните: приучение ребенка к режиму требует от него достаточно больших волевых усилий, а также дополнительного контроля со стороны взрослых!
Самыми важными моментами в организации дня ребенка являются питание и сон. Качество сна, а также его количество оказывает значительное влияние на самочувствие ребенка и состояние его здоровья в целом. При недостатке сна в детском и подростковом возрасте возникают психические и физические нарушения, ослабляется иммунитет, снижается уровень работоспособности, и, наконец, формируется гормональный дисбаланс. Для налаживания процесса здорового сна следует приучать ребенка ложиться спать в одно и то же время, постепенно снижая активность и ограничивая нагрузки перед сном. Следует позаботиться о комфорте школьника, качестве постельных принадлежностей, температуре в комнате (перед сном комнату нужно проветрить). Во время повышенных нагрузок (контрольные, экзамены и проч.) продолжительность сна желательно увеличить хотя бы на 1 час.
К режиму питания также предъявляется ряд требований. В первую очередь, следует есть в одно и то же время, а также соблюдать временные интервалы между приемами пищи. Эти интервалы у школьников не должны превышать 3,5–4 часов, но могут быть изменены ввиду индивидуальных особенностей ребенка (например, при некоторых заболеваниях). Школьникам рекомендовано 4–5 приемов пищи в день. Необходимо позаботиться и о качестве продуктов, а также о сбалансированности рациона. Отведите достаточное количество времени для трапезы, чтобы ребенку не приходилось спешить во время еды или перекусывать «на бегу».
Значимым компонентом распорядка дня школьника являются прогулки на свежем воздухе, включающие в себя подвижные игры и другие виды двигательной активности. Для младших школьников продолжительность прогулки примерно 3-4 часа, а у старших – 2-3 часа. Задача взрослых – позаботиться о безопасности ребенка во время нахождения его на улице.
Самым волнующим вопросом является время выполнения домашнего задания. Когда садиться за уроки и какое количество времени отводить на выполнение домашнего задания? Приступать к выполнению домашнего задания сразу после школы нецелесообразно, так как ребенок нуждается в отдыхе. Но и отдых после школы не должен длиться до позднего вечера. Достаточно 2-2,5 часов. Наиболее продуктивное время для выполнения заданий — 15.00 — 17.00, при этом каждые 10-15 минут рекомендуется делать небольшой перерыв. Избегайте ситуаций, когда уроки приходится делать перед сном. Продуктивность таких занятий низкая.
Школьникам, обучающимся во вторую смену выполнять задания лучше с утра, так, чтобы еще осталось время для прогулки перед началом занятий в школе.
В качестве образца можно использовать примерный режим дня школьников (для учащихся в первую и вторую смену).
Примерный распорядок дня для школьников,
которые учатся в первую смену
Пробуждение 7.00
Зарядка, туалет 7.00 – 7.30
Завтрак 7.30 – 7.50
Дорога в школу 7.50 – 8.20
Занятия в школе 8.30 – 14.30
Дорога из школы домой 14.30 – 15.00
Обед 15.00 – 15.30
Прогулка на воздухе 15.30 – 17.00
Приготовление домашнего задания 17.00 – 20.00
Ужин, свободные занятия 20.00 – 21.30
Приготовление ко сну 21.30 – 22.00
Сон 22.00 – 7.00
Примерный распорядок дня для школьников,
которые учатся во вторую смену
Пробуждение 7.30
Зарядка, туалет 7.00 – 8.00
Завтрак 8.00 – 8.30
Приготовление уроков 8.30 – 11.30
Прогулка на воздухе 11.30 – 12.30
Обед 12.30 – 13.00
Дорога в школу 13.00 – 13.20
Занятия в школе 13.30 – 18.30
Дорога из школы домой 18.30 – 19.00
Ужин, прогулка, свободные занятия 19.00 – 22.00
Приготовление ко сну 22.00 – 22.30
Сон 22.30 – 7.30
Режим дня также должен учитывать посещение секций и кружков, интересных школьнику, оставлять ему свободное время для любимых занятий.
Составлять распорядок дня нужно совместно с ребенком. Подойдите к этому делу творчески: Ваш распорядок может быть в стихах и картинках, в виде коллажа или просто красиво оформлен. Разместите составленный вами распорядок так, чтобы он был перед глазами ребенка. Научите своего школьника определять время по часам и самому следить за соблюдением режима.
Ваша заинтересованность и систематический, но ненавязчивый контроль будут способствовать формированию у ребенка привычки соблюдать режим и умения рационально использовать свое время!
Советы родителям:
1. Прежде чем составить расписание для ребенка, попробуйте составить список дел на день и его придерживаться. Составлять такой список нужно вечером.
2. Научитесь делить дела по степени важности и научите этому ребенка. Нет смысла пытаться сделать все и сразу. Лучше разбить большие проекты на несколько этапов. Так конечная цель окажется гораздо ближе. Но не забывайте доводить начатое до конца!
3. «Товарищ, запомни правило простое: работаешь сидя – отдыхай стоя!» (В. В. Маяковский) Чередуйте виды деятельности, так вы поможете ребенку дольше сохранять активность и работоспособность.
4. Составляя расписание дел на день, не планируйте минута в минуту. Всегда оставляйте некоторое время для незапланированных дел и форс-мажорных обстоятельств. Жесткое расписание может привести к тому, что некоторые дела окажутся выполненными лишь наполовину, а то и вовсе отложенными в долгий ящик. Спешка не способствует эмоциональному комфорту.
5. Помните, что наша цель – всестороннее гармоничное развитие личности, поэтому составляя распорядок дня, помните не только об учебе, но и о других сферах жизни! Желательно, чтоб у ребенка были занятия творческого характера.
Гревцева О. В.