Надежда Бигашева Киселева
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы
Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является особенно актуальной. Ведь наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, и, что особенно огорчает, детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его, начиная с раннего детства.
Чтобы помочь сохранить и укрепить здоровье детей, в детском саду целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии. И я, как воспитатель своей группы порекомендовала открыть дополнительное образование по данной актуальной теме. Мои воспитанники второй учебный год посещают 2 раза в неделю дополнительное образование «Здоровячек».
Считаю задачу формирования культуры здоровья для детей очень важной. Именно поэтому темой своего самообразования выбрала тему «Использование здоровьесберегающих технологий в группе.
Цель работы по теме самообразования: повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения.
Задачи:
- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- подобрать и применять в своей работе здоровьесберегающие технологии, подходящие для детей данной возрастной группы;
-повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Общие цели:
-Сохранение и укрепление детского здорoвья на основе комплексного и систематического использования доступных для детского сада средством физического, психоэмоционального развития, организации двигательной активности на свежем воздухе.
-Создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления дошкольников.
-Развитие физических качеств воспитанников.
-Контроль двигательной деятельности детей и становление их физической культуры.
-Снятие психоэмoционального напряжения и создание положительного эмоционального настрoя.
-Профилактика различных заболеваний, нарушений опорно – двигательного аппарата, формирование правильной здоровой осанки.
-Воспитание привычки повседневной физической активности и навыков гигиены.
-Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих дошкольников в укреплении их здоровья, физической культуры и развития творческого потенциала.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
1. Физкультурные занятия
2. Коммуникативные игры
3. Игротренинги
4. Игротерапия
5. Уроки здоровья
6. Точечный самомассаж.
1. Физкультурные занятия проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе. Одно из необходимых условий – проветривание помещения перед началом занятий.
2. Коммуникативные игры проводятся 1 – 2 раза в неделю также в спортивном, музыкальном залах, или в групповой комнате. Одна из их целей – развитие навыков конструктивного взаимодействия в ходе выполнения физических упражнений. Детям интересны такие коммуникативные игры как «Веселые старты», «Ручеек», «Пятнашки», «Каравай», «Глухой телефон» и другие.
3. Игротренинги представляют собой систематические тренировки определенных навыков. Их о проводим, как в первой, так и во второй половине дня, индивидуально или коллективно. Виды игротренингов: логопедические, пальчиковые, словесные, ролевые, релаксационные, арт - терапийные и другие, в зависимости от целей и условий. В проведении игротренингов помогают картинки, слайды, музыкальное сопровождение.
4. Игротерапия – этот один из методов психотерапевтического, психологического воздействия, направленный на восстановление эмоционального здоровья. Лечебные игры проводится ежедневно в течение дня воспитателями. Игротерапия важна для коррекции поведения, преодоления детских конфликтов, раскрытия эмоциональных отношений. Она включает подвижные игры, соревнования, куклотерапию, сказкотерапию, театральные занятия и другие виды детской деятельности, проводимые педагогом с заранее поставленной лечебной или коррекционной целью.
5. Уроки здоровья закрепляют у детей навыки гигиены, приучают к опрятности, здоровому образу жизни, физическим упражнениям, соблюдению правил безопасности.
6. Точечный самомассаж проводится воспитателем. Для наглядности иногда используют мультимедийные игровые пособия либо специальные модули. Самомассаж лучше воспринимается детьми в игровой форме. Они учатся массировать голову, лицо, руки, пальчики, ступни ног, при этом тренируют память, запоминая сопровождающие стишки. Важно научить детей правильно воздействовать на массажные точки, не причиняя вреда здоровью. Точечный самомассаж расслабляет мышцы, снимает нервное напряжение.
Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня.
Ежедневное повторение гигиенических процедур и физических упражнений в одно и то же время формирует навыки и привычки личной гигиены и физической культуры. Организм ребенка привыкает к заданному ритму, подстраивается под режим, способствует ожидаемому и мягкому переходу к следующему виду деятельности. Установленный режим защищает нервную систему дошкольников от эмоционального и физического переутомления.
Варианты использования здоровьесберегающих технологий в режиме детского сада:
Режимные моменты Оздоровительные мероприятия
Утро Мытье рук и лица прохладной водой;
Утренняя зарядка;
Пальчиковая гимнастика;
Игровой (точечный) самомассаж;
Утренние занятия Звуковая гимнастика;
Игротренинги;
Плавание в бассейне;
Уроки здоровья;
Закаливающие процедуры;
Прогулка Двигательная активность (бег, игры, упражнения);
Дыхательная гимнастика;
Подвижные игры;
Коммуникативные игры;
Перед сном Ходьба по массажным дорожкам;
Сказкотерапия;
После сна Гимнастика пробуждения в постели;
Пальчиковая гимнастика;
Хождение по массажным коврикам босиком;
После полдника Упражнения для осанки;
Игротерапия;
Вечер Артикуляционная тренировка.
Применение отдельных мероприятий в системе здоровьесберегающих технологий в детском саду допустимо исключительно с учетом возрастных и физических особенностей воспитанников.