Наталья Акиньшина
Заучивание стихотворений в движении с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы эффективности заучивания стихотворений в движении с детьми среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: заучивание стихотворений, методика «Расскажи стихи руками», средний дошкольный возраст.
Цель статьи. Изучение особенностей заучивания стихотворений в движении с детьми среднего дошкольного возраста.
Публикация «Заучивание стихотворений в движении с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
Анализ публикаций. Особенности восприятия детьми поэтических произведений и методику заучивания стихов с детьми дошкольного возраста исследовали Е. Алябьева, Т. Круглякова, Л. Панкратова, Е. Тихеева, Е. Флерина и др.
Изложение основного материала. Как хорошо, когда ребенок знает много стихов и с удовольствием их рассказывает. Поэтическое слово (стихи, потешки, басни) занимает важное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия будит эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей, изучение наизусть стихов развивает память, представления, чувства прекрасного, помогает обрести внутреннюю гармонию, развивает речь, мышление, повышает уровень общей культуры.
Особенность поэзии заключается еще в том, что она, как и музыка, своим ритмом, мелодией влияет на эмоциональное состояние ребенка, а это очень важно в современном, достаточно агрессивном мире.
Стихи воспитывают в ребенке особое, вдумчивое отношение к литературе. Поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи заметили, что дети, которые не знают стихов, которым не читали их в детстве, имеют недостаточно развитое образное мышление.
Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения, воспитывает культуру речи. Поэзия способствует эстетическому, нравственному и эмоциональному развитию.
Современная дидактика располагает рядом методов и приемов эффективного разучивания стихотворений :
- постепенное увеличение объема изучаемого материала (объем информации должен быть таким, чтобы его можно было запомнить почти с первого раза. Например, сначала заучиваем первую строчку стихотворения (взрослый читает эту строку - ребенок ее повторяет). Строку из четырех-пяти слов не сложно воспроизвести 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, но каждый раз по-новому: с разной силой голоса (тихо - громко, с другим ритмом (быстро-медленно, с логическим ударением на другом слове, с другим эмоциональным фоном (грустно, весело, спокойно, бодро и т. д.). Аналогично изучается вторая, третья строчка. Таким образом запоминается весь стишок. Чтобы дети лучше овладели этим способом, следует использовать короткие стихи из 4 строк. Легко запоминая такие стихотворения, впоследствии дети так же просто и охотно будут запоминать сложные произведения;
- перевод словесной информации в образную форму. Этот метод можно применять как одновременно с первым, так и самостоятельно. Поскольку стихи сотканы из образов и метафор, переводить словесную информацию в образную форму не так уж и сложно. Взрослый может предложить ребенку во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять, что он смотрит мультфильм или рассматривает картинку такого содержания;
- пересказ стихотворения своими словами. Прочитав стихотворение один раз или дважды, ребенок может попытаться описать своими словами то, о чем говорится в стихотворении, что делают персонажи или какой пейзаж изображен;
- опора на образ. Строки стихотворения лучше запоминаются, если каждую из них проиллюстрировать образными картинками;
- сопровождение стихотворения соответствующими по содержанию движениями. Дети дошкольного возраста любят повторять движения за взрослыми, на чем и основывается принцип методики «Расскажи стихи руками». Воспитатель сопровождает чтение стихотворения соответствующими по содержанию движениями. Дети повторяют слова и движения за взрослым. Эффективность такого заучивания повышается почти вдвое. Это обусловлено тем, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Следовательно, для лучшего заучивания стихов необходимы наглядные средства запоминания, определенные символы, движения.
Исследователи утверждают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Заключение. Таким образом, разучивая стихотворение, сопровождая его движениями, ребенок не только развивает память, мышление, восприятие, но и совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика работы с художественной литературой в детском саду : Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1998. – 400 с.
2. Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи : метод. пособие/ Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 96 с.
3. Воспоминания о Корнее Чуковском. — М. : Время, 2012. — 256 с.
4. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высших учебных заведений / З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2008. – 313 с.
5. Круглякова, Т. В. Как дети читают стихи : восприятие стихотворного текста дошкольником/Т. Круглякова// Детский сад: теория и практика. – 2013. - №6.