Вероника Павлова
Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную.
Публикация «Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией.
Этапы работы над стихотворением :
1. Выставляется таблица.
2. Рассматривание и ответы на вопросы, что же дети видят на таблице.
3. Чтение стихотворения воспитателям.
4. Разбор непонятных слов.
5. Обыгрывание строк стихотворения.
6. Повторное чтение стихотворения воспитателемЮ установка на заучивание.
7. Чтение стихотворения ХОРОМ.
8. Чтение стихотворения по строчке по очереди.
9. Чтение по желанию.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Мы их используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотаблицы в детском саду позволяют решить следующие задачи:
• Развитие связной речи.
• Расширение объема словарного запаса.
• Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
• Облегчение процесса заучивания стихов.
• Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
Как это работает?
Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать).
Так, заучивая стих с помощью мнемотаблицы в детском саду, малыш на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести все стихотворение наизусть. На первых этапах обучения необходимо использовать готовые мнемосхемы, а когда ребенок научится по ним работать, можно предложить ему сделать рисунки самостоятельно.
На сегодняшний день мы успешно используем мнемотехнику в своей работе. Но не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно, особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он никогда не встречался на практике.
Картинки, конечно же надо подбирать яркие, красочные и легко узнаваемые. Дети воспроизводят стихотворения по опорным картинкам с удовольствием. Главное, они начинают верить в свои способности запомнить текст, у них повышается мотивация к обучению, значительно повышается самооценка. Для ещё большей заинтересованности развития познавательных интересов детей, произвольного внимания я тала подбирать весёлые познавательные стихи и вместо картинок составлять таблицы-картинки. После проведения ООД картинки-таблицы не убираются на протяжении всего дня, у детей есть возможность подойти и по таблицам вспомнить стихотворения или напомнить его содержание своему товарищу. Для таблиц-картинок я выбираю символы максимально приближённые к речевому материалу, на пример : «для изображения диких животных использовать –дерево, для домашних- дом». В свободное время можно проводить «литературные минутки», когда детям предлагается выбрать самое любимое стихотворение на его взгляд или на какую то определённую тему и прочесть одно из них. Таким образом буквально за несколько минут повторяется и закрепляется пройденный материал, развивается память ребёнка, запоминаются все стихи практически всеми детьми группы. Наглядная схема выступает в качестве речевого высказывания, ребёнок знает с чего он должен начать, чем продолжить, а так же как его завершить. Данный приём увлекает детей, превращает занятие в игру. Подбирать стихи нужно те, которые интересны детям. Стихи которые помогут им играть, общаться, сопровождать свои действия движениями.
Опираясь на актуальность проблемы, можно поставить задачи:
1. Формировать интерес к поэтическим произведениям.
2. Учить детей различным видам запоминания.
3. Формировать умение слушать и понимать услышанное.
4. Развивать чёткость дикции, интонационную. выразительность речи.
5. Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений.
6. Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию и речь.