Мария Гвоздкова
Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в методике обучения родному языку занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомлению с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно читать стихи наизусть. В своих исследованиях Ушакова О. С. делает вывод, что развитие поэтического слуха – один из важнейших факторов формирования словесного творчества. [6] Савушкина Е. В. отмечает, что поэзия способствует развитию у дошкольников первых образных представлений о Родине и родной природе, раскрытию творческих особенностей. [5]
Публикация «Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэзия, несомненно, оказывает огромное положительное влияние на формирование личности ребенка, его сенсорное развитие, творческое воображение. Проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с поэтическими произведениями посвящены труды таких ученых, как Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. Андросова, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, К. Е. Хоменко, О. М. Концевская и др. Особое внимание чтению поэзии уделял В. А. Сухомлинский. Он видел в стихотворениях красоту слова, образа, мелодичности, выразительность родного языка. [3]
Исследователи (Алексеева, М. М., Яшина, В. И., Максаков, А. И. и др.) называют чтение выразительным в том случае, когда ребенок ясно и отчетливо передает чувства, выраженные в стихотворении. А это невозможно без дословного знания текста произведения, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушит целостную художественную форму. [1]
Структура занятия по заучиванию стихотворений во всех группах примерно одинакова:
1) Краткая вводная беседа.
2) Выразительное чтение произведения и воспроизводящая беседа по содержанию.
3) Повторное чтение стихотворения. (Дети сначала должны почувствовать музыку стихотворения, красоту и напевность, глубже осознать его содержание [2]).
4) Разъяснительная беседа по содержанию стихотворения. (Дошкольники должны усвоить содержание произведения, прочувствовать художественную форму, запомнить отдельные слова и выражения. Также в ходе этой беседы воспитатель должен обратить особое внимание на формирование выразительности и непосредственности детского чтения).
5) Выразительное чтение произведение воспитателем для закрепления, для более целостного восприятия.
6) Выступления детей. Ф. А. Сохин отмечает, что воспитатель сам должен решить, кого из детей вызывать – того, кто лучше запоминает или хуже. Его выбор может зависеть от разных причин: содержания стихотворения, его объема, от задач данного конкретного занятия. Оценивается каждое выступление (положительно – у малышей, дифференцированно – у старших дошкольников) [4].
Бородич А. М. в своей книге отмечает, что так как заучивание не занимает много времени на занятии, воспитатель может, не прерывая тематической линии, посвятить время другой деятельности: повторить ранее выученные стихотворения, провести игру по технике речи и др. Чтобы произведение закрепилось в памяти детей, его следует повторять не только на занятиях, но и в повседневной жизни детей: включать в различные игры, на праздниках или на прогулках. [2]
Список использованных источников
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 400с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1974.
3. Давидович, А. Л. Ознакомление с поэзией детей дошкольного возраста// Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Сборник научных статей. – Орел: Издательство Орловского государственного университета, ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2006. – 384с.
4. Логинова, В. И., Максаков, А. И., Попова, М. И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада/под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 223с.
5. Савушкина, Е. В. Развитие образности речи детей дошкольного возраста при знакомстве с поэзией С. А. Есенина. // Становление профессиональной культуры будущего педагога на современном этапе развития образования: Материалы I Международной научно-практической конференции (26 апреля 2013г. ; Г. Липецк) : В2ч. /Отв. Ред. И. И. Степанцева. – Липецк: ЛГПУ, 203, Ч II. – 315 с.
6. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 288с. (Развиваем речь).