Марина Шелковникова
Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить…»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи
в средней группе
Заучивание русской народной песенки
«Дед хотел уху сварить.»
Цель: помочь детям запомнить песенку, научить выразительно, читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).
Публикация «Заучивание русской народной песенки „Дед хотел уху сварить…“» размещена в разделах
Предварительная работа: Накануне нужно рассказать детям, что за рыба - ерш, и о том, что эти колючие рыбешки чаще достаются кошкам. Рассматривание картинок (речных рыб); лепка «Рыбки», «Разные рыбки»; рисование «Рыбки в аквариуме»; чтение р. н. сказки «Лисичка-сестричка и волк», «По щучьему веленью».
Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Организационный момент: Дети сидят полукругом в центе группы
Подвижная игра: «Рыбачок и рыбки» Правила. На земле чертится круг — «остров». Водящий — «рыбачок» — стоит на «острове». Остальные игроки («рыбы») бегают вокруг острова и кричат: «Рыбачок, рыбачок! Поймай нас на крючок». После того как «рыбы» трижды повторят эту фразу, «рыбачок» выбегает с острова и ловит одну из «рыб». Игрок, которого поймали, становится новым «рыбачком», а прежний рыбачок становится «рыбой». В случае, когда «рыбачку» долго не удается никого поймать, он возвращается на свой «остров», и игра повторяется сначала.
Настрой на совместную деятельность:
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь,
скажите «Здравствуйте»
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать внимательно.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку: "В воде мы живем, без воды пропадем" (рыбы).
Воспитатель: - Ребята, каких рыб вы знаете? (ответы детей) Я вам буду показывать картинки, а вы назовите рыб которых знаете.
Воспитатель: - Где живут рыбы? (в море, озере, реке, океане).
-С помощью чего можно ловить рыбу? (удочкой, сетями).
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов).
Воспитатель говорит, что намерен порадовать детей, познакомив их с русской народной песенкой «Дед хотел уху сварить».
Воспитатель дважды читает стихотворение.
Дед хотел уху сварить,
Дед пошёл ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.
Воспитатель: - Вам понравилась эта песенка?
- Какая она по характеру? (веселая, смешная, шуточная).
Давайте поиграем,— предлагает педагог, - я буду спрашивать - а вы отвечайте, подтверждайте мой вопрос.
— Дед хотел уху сварить? (Хоровой и 3-4 индивидуальных ответа).
— Дед пошел ершей ловить? (Хоровой и 3-4 индивидуальных ответа)
Затем уточняет: «Один пошел ершей ловить?». Заслушивает ответы детей и читает с их помощью:
А за дедом. (кот Лаврентий).
За котом. (петух Терентий).
Воспитатель просит детей воспроизвести эти строчки (4-5 ответов). Педагог повторяет четверостишие.
Потом уточняет: «Кот и петух просто так идут за дедом или помогают ему?». Заслушивает ответы детей, обращает их внимание на слово «тащат» и просит подумать, легко ли было коту и петуху нести дедовы удочки. Предлагает послушать, как можно голосом, интонацией передать состояние кота и петуха, которые тащат тяжелые длинные удочки.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Дети повторяют фразу хором, а 3-4 ребенка проговаривают ее самостоятельно, пытаясь передать голосом самоотверженность животных, возможно, таким образом: «Таа-щат. (пауза) ууу-дочки. (пауза) вдоль по улочке».
Педагог читает текст до слов: «Деду одному невмочь». Уточняет: «А что заставило кота и петуха помогать деду? Как они это объясняют нам?» Деду одному невмочь. Надо старому помочь.
«Молодцы кот да петух! — одобряет педагог поведение животных.
Воспитатель: Ребята, а кому достанется рыбка, как вы думаете? (Ответы детей) (Кот - любитель рыбы - точно ершиком полакомится.)
Физминутка:
Рыбки плавали, ныряли – волнообразные вертикальные движения ладошками.
И плескались на воде – волнообразные горизонтальные движения ладошками.
То сойдутся, разойдутся, - горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения
То зароются в песке. – приседают с круговыми движениями ладоней.
Воспитатель: Вы хотите эту песенку выучить? (да).
- Давайте ее разучим, в этом нам помогут картинки подсказки.
Затем он читает песенку еще раз, не прибегая к помощи детей.
Далее песенку читают дети (6 – 7 детей)
Воспитатель предлагает детям мини-драматизацию последних строк песенки.
Дети надевают маски петушка и кота и ведут диалог:
-Кот (твои слова) : "Деду одному невмочь".
-Петушок (твои слова) : "Надо старому помочь".
Итог: Ребята, как называется песенка, которую мы выучили. (Ответы детей)
Я предлагаю спеть выученную песенку (мелодия "Ах, вы сени")