Любовь Лисенкова
Проект «В гостях у русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В гостях у русской народной сказки»
«Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А Сухомлинский.
Актуальность проекта :
Актуальность темы мне видится в приобщении детей к устному народному творчеству, традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Публикация «Проект „В гостях у русской народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она учит ребёнка не терять веры в удачу, любить Родину, помогать «слабым». Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, подводить детей к логическим суждениям.
Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум.
Проблема:
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.
Причины:
• отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям;
• замена обычных, так близких и понятных сказочных героев, новыми персонажами в литературе на экране телевизора
• не понимание родителями роли книги в развитии детей
• внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;
• не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
• не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.
Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Мониторинг детей нашей группы на начало года показал, что дома чтению русских народных сказок уделяется очень мало времени. Поэтому мы решили уделить больше внимания, именно, русским народным сказкам для развития и воспитания наших детей.
Цели проекта :
Развитие устойчивого интереса к русскому народному творчеству, в частности к русским народным сказкам.
Духовно – нравственное воспитание детей через знакомство с устным народным творчеством.
Развитие патриотических чувств у детей.
Задачи проекта :
- Приобщать детей к богатствам русской художественной литературы.
- Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
- Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
- Способствовать запоминанию детьми прослушанного текста сказки; развивать умение использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый); формировать навык образной и связанной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.
- Объяснять детям моральные нормы поведения на примерах поступков героев сказок, способствовать возникновению игр по мотивам сказок, закреплять способы ролевого поведения у детей, умение имитировать характерные действия персонажей.
- Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
- На примере героев сказок воспитывать трудолюбие.
- Развивать воображение, художественный вкус и творческое мышление; формировать умения изображать героев сказок, используя различные способы и средства изображения.
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы №6 «Колобок», родители воспитанников.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
- Мониторинг. Цель: Выяснить, какие русские народные сказки знают дети? Какие книги читают дома родители детям? Есть ли в домашней библиотеке сказки? Каковы знания детей о характерных признаках сказок?
- Написание и обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
II этап – основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Экскурсии
2. Чтение сказок, заучивание присказок, пословиц, поговорок, песенок из сказок.
3. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
4. Игры – драматизации по сказкам.
5. Дидактические игры по сказкам.
6. Игра-фантазия: продолжить сказку.
7. Оформление выставки детских рисунков по сказкам.
8. Оформление выставки книг.
9. Новогодний утренник по сказке С. Я. Маршака «12 месяцев»
10. Проведение НОД по русским народным сказкам.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по русским народным сказкам.
2. Повторение слов пьесы по русской народной сказке «Каша из топора».
III этап - заключительный этап:
1. Итоговое мероприятие: КВН «Путешествие по русским народным сказкам» + инсценировка пьесы О. Емельяновой по русской народной сказке «Каша из топора» на новый лад.
2. Театрализованное представление по данной пьесе для воспитанников детского сада и родителей.
Срок реализации проекта : проект среднесрочный (2,5 месяца).
План реализации проекта :
Образовательная область «Познавательное развитие»
Мероприятие Цели и задачи
Экскурсия в районную детскую библиотеку. Познакомить с разнообразием сказок.
Экскурсия в Музей природы. Изучение жизни и характерных особенностей диких животных с последующим сравниванием реальных зверей со сказочными персонажами.
Экскурсия в виртуальный «Русский музей» Знакомство со сказочной Жар – птицей и использование этого сказочного образа в декоративно – прикладном искусстве.
НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Что за прелесть эти русские народные сказки!» Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Научить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
НОД по математике
«Путешествие по сказке «Гуси – лебеди» Закреплять умение определять время по часам. Закреплять состав числа 10 из двух меньших. Закреплять знания о многоугольниках. Закреплять навыки ориентировки в пространстве. Формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях. Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. Закрепить знание сказки.
Дидактические игры:
«Составь сказку»,
«Что было бы, если?»,
«Узнай героя по описанию»,
«Найди по силуэту»,
«Помоги герою найти свою сказку»,
«Сказочная путаница»,
«Чьи это слова?»,
«Узнай сказку по иллюстрации»,
«Что сначала, что потом?»,
«Сказочное домино»,
«Сказочное лото»,
«По – щучьему веленью».
Пазлы, кубики по сказкам.
Закрепить знания русских народных сказок. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, речь.
Итоговое мероприятие:
КВН «Путешествие по русским народным сказкам» Закрепить знания о русских народных сказках, строении сказок, их характерных особенностях. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, творчество и фантазию детей. Воспитывать любовь к сказкам, умение дружно, согласованно работать в команде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Мероприятие Цели и задачи
Сочинение сказок про животных жарких стран:
«Почему зебры полосатые?»,
«Отчего у льва длинная грива?» Развитие связной речи через умение передавать содержание придуманных детьми сказок.
Пересказ русской народной сказки «Как Лиса птицам помогала». Пополнять литературный багаж детей сказками. Приучать детей слушать, анализировать, осмысливать литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку».
«Придумай окончание сказки». Развитие творчества детей.
Загадывание и отгадывание загадок о сказочных героях. Учить узнавать героев сказок по характерным признакам.
Театральная деятельность, игры – драматизации по сказкам :
«Заюшкина избушка»,
«Два жадных медвежонка»,
«Кот, петух и лиса»,
«Маша и медведь». Продолжать совершенствовать в драматизациях эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы.
Чтение русских народных сказок : «По – щучьему веленью»,
«Летучий корабль»,
«Никита Кожемяка»,
«Иван-царевич и серый волк»,
«Пузырь, соломинка и лапоть»,
«Алёша Попович и Тугарин Змеевич»,
«Морской царь и Василиса Премудрая»,
«Финист – ясный сокол»,
«Царевна – лягушка». Знакомить детей с русскими народными сказками. Помогать чувствовать красоту и выразительность языка сказки. Воспитывать патриотические чувства. Формировать духовно – нравственные ценности.
Инсценировка пьесы О. Емельяновой по русской народной сказке «Каша из топора» на новый лад (разучивание слов) Подготовка к конкурсу «Домашнее задание» в КВН.
Театрализованное представление по данной сказке для воспитанников детского сада и родителей. Развлечь детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Мероприятие Цели и задачи
Ситуативные беседы:
«Откуда пришли русские народные сказки»,
«Что такое зачин? Какие бывают зачины в сказках?»,
«Чему нас сказки учат?»,
«Положительные герои сказок»,
«Кто придумал эти сказки».
Закреплять и расширять знания детей о сказках.
Этические беседы по сказкам :
«Не задавайся, не проси слишком много, а то останешься у разбитого корыта»,
«Сказки – торжество добра и справедливости»,
«Что такое хорошо и что такое плохо в сказках».
Формировать у детей такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, доброта.
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
Расширить кругозор детей. Научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученные в результате НОД. Закрепить знания о профессии библиотекаря. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Мероприятия Цели и задачи
Рисование иллюстраций к детской книге: Русская народная сказка «Колобок».
Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Учить выделять выразительные средства при создании образа сказочных животных, характерные для изобразительной манеры каждого: цвет, фон.
Воспитывать аккуратность.
Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, творческое воображение.
Рисование по теме: «Моя любимая русская народная сказка». Продолжать формировать умение передавать в рисунках сюжеты русских народных сказок.
Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, творческое воображение, фантазию.
Лепка сказочных персонажей из сказок «Морозко» - Дед Мороз, «Снегурочка» - Снегурочка. Развивать творчество детей.
Учить использовать для создания образов сказочных персонажей разнообразные приёмы, усвоенные ранее.
Продолжать учить передавать форму основных частей и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Оформление выставки детских рисунков. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Развивать эмоциональное отношение к созданному образу.
Образовательная область «Физическое развитие»
Мероприятия Цели и задачи
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки".
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Развитие мелкой моторики рук.
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала. (Бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (Имитация движения)
Ой, яичко уронила. (Наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила. (Показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили. (Имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (Развести руки в стороны)
А теперь ее потянем. (Имитация движения)
И из репы кашу сварим. (Имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие. (Показать "силу")
Мы славная семья козлят.
Мы любим, прыгать и скакать. (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают "рожки")
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Снять напряжение, активизировать внимание, повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей в НОД.
Снять напряжение, активизировать внимание, повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей в НОД.
Сказочные игры - эстафеты : «Теремок»
Попробуем эту сказку разыграть в эстафете. В ней будут участвовать только шесть человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч.
Эстафету начинает «Мышка». Участник, играющий эту роль, по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч-«теремок».
Добежав, игрок продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником, то есть за «Лягушкой».
Теперь они бегут к «теремку» вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, вдвоем пролезают через обруч, не разрывая при этом рук.
Сделав это, они бегут за третьим, потом за четвертым, потом за пятым.
Когда пятеро, не разжимая рук, пролезают через обруч и бегут за шестым – это оказывается «Медведь».
Но они все же берут его за руку и ведут с собой к «теремку».
Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса.
«Медведь» в это время берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками, находящимися внутри, к старту.
Те, кто находится внутри обруча, бегут, помогая «Медведю».
Кто разыграет сказку быстрее, тот и победил.
«Баба-Яга»
Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла.
В эстафете в качестве ступы можно использовать простое ведро, а в качестве метлы – швабру.
Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле.
Одной рукой он держит ведро на ноге за ручку, в другой руке держит швабру.
А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.
Вперед, «Бабы-Яги»!
«Колобок»
Если помните, в сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть Лисе.
В эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего – ведро.
Каждый участник – это сказочник, который будет катить ногами свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями.
Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, то есть отправить Колобка в пасть Лисы.
Попыток ему на это дается сколько угодно.
После того как мяч-«колобок» все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобы тот тоже смог «рассказать» всю сказку, то есть пройти со своим «колобком» все препятствия. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры по сюжетам сказок (в том числе игры с элементами соревнования, способствующие развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений.
Самостоятельная деятельность детей
1. Самостоятельное рассматривание детьми книг, иллюстраций к русским народным сказкам. Цель: Ознакомление с иллюстрациями художников к русским народным сказкам.
2. Самостоятельное раскрашивание книжек – раскрасок по русским народным сказкам. Цель: Развитие мелкой моторики рук. Закрепление названий сказок.
Режимные моменты
1. Обед «Богатырский обед».
2. Сон «Кто закроет глазки, тому приснятся сказки».
Работа с родителями
1. Консультации для родителей: «Книги – новинки»,
«Что и как читать детям дома».
2. В родительском уголке оформление страницы: «Учим стихи вместе».
Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №17 компенсирующего вида» г. Кириши
Лисенкова Любовь Васильевна
ой народной сказки»