Светлана Аникеева
Развитие личности
▼ Скачать + Заказать документы
Личность рассматривается в
Философских науках – личность рассматривается в связи с решением вопроса о связи материи с сознанием. Сознание не только функция мозга, но и основное свойство личности.
Общественноисторических науках - личность рассматривается в 2 аспектах : 1 человек как общественный деятель
2 Роль личности в общественно историческом процессе
Педагогика – личность для обоснования различных программ, методов, которые формируют у человека какие-то социальные свойства
Психология – личность является центральным понятием.
Публикация «Развитие личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Общие черты теории личности :
1. Подчеркивается индивидуальность человека
2. В большинстве определений личность – определенная организация черт, качеств, это система, которая имеет четкую структуру
3. Факт развития личности, личность развивается под воздействием внешних и внутренних факторов
4. Личности относительно постоянны и неизменны во времени
Развитие личности это развитие высших психических функций (ВПФ). ВПФ –
• абстрактно-логическое мышление
• Речь
• Произвольная память
• Воображение
• Воля
• Чувство юмора
• Художественное восприятие
ВПФ характеризуют рад свойств : осознанность, обобщенность, произвольность, опосредованность – они формируются в ходе развития человека. ВПФ имеют отношение к тому, что свидетельствуют, о внутренней активности личности. Поведение человека становится осмысленным, опосредованным, интеллектуалистичным.
Развитие личности опосредуют :
• Орудия
• Знаки
• Символы
• Ценности
• Язык
• Нормы общества
• Язык эмоций
Развитая личность характеризуется рядом качеств :
1. Собственным взглядом
2. Определенными отношениями
3. Определенными жизненными целями
4. Устойчивостью свойств
5. Независимостью от обстоятельств
Центром развития личности является СОЗНАНИЕ. в сознании личности интегрируются все возрастные новообразования. В центре развития личности стоит процесс интеллектуализации мотивационно-потребностной сферы и ее произвольности.
А. Н. Леонтьев выделил механизмы развития личности :
1. Сдвиг мотива на цель
2. подражание
Д. Б. Эльконин обратил внимание на взаимоотношение ребенка и взрослого. В 3-4 года отношения меняются – взрослый выступает для ребенка как образец. все отношения опосредованы взрослым, как образцом.
Механизмы развития личности.
1. Идентификация
2. Смещение
Идентификация – ребенок не просто копирует поведение, большая часть идентификации происходит бессознательно. Она возможна, если она снимает напряжения. Ребенок пользуется этим методом. Как методом возвращения любви…присваивает те или иные качества объекта.
Смещение – если какой-то объект в силу внешних причин или внутренних барьеров является недоступным. Тогда либидо перемещается на другой объект, тогда напряжения смещается. Благодаря этому механизму устанавливаются ценности и т. д.
Развитие личности у дошкольников.
Социальная ситуация развития - центром является взрослый, но отношения с ним иные. совместная деятельность распадается и взрослый выступает в роли образца, носителя норм и правил, способов поведения… взрослый становится для ребенка как партнер. друг.
Новые формы общения:
1. Внеситуативно познавательное
2. Внеситуативно личностное – ребенок общается на разны е тему
Появляется потребность общения со сверстниками, она имеет важное значения для развития личности ребенка, т. к. здесь складывается структура межличностных отношений.
Новообразования. Выготский выделил следующие личностные новообразования :
Морально-этические инстранции – система нравственных представлений и чувств, это еще не реально действующие мотивы, а знаемые мотивы.
Обобщенные переживания – становятся мотивом поведения ребенка.
Обобщенная самооценка – формируется “я-система”. ребенок идентифицирует себя со своим именем, самооценка развивается по разным направлениям, становится дифференцируемой, более объективной, аргументированной и осмысленной.