Наталья Петрова
Конспект занятия «Заочное путешествие в музей мордовской культуры»
▼ Скачать
Конспект занятия : «Заочное путешествие в музей мордовской культуры».
Подготовила: Петрова Н. В
Цель:
Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории мордовского края, развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка,
Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Заочное путешествие в музей мордовской культуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Обучающие – Познание истории и культуры родного края, достопримечательностей Мордовии, восприятие произведений живописи, скульптуры. Иметь представление о портрете, о жанрах произведений искусства. Приобщение к литературному народному творчеству.
Развивающие: Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусств, развитие эмоциональных проявлений (страх, радость, спокойствие, удивление). Способствовать развитию познавательных, коммуникативных, социальных навыков с применением ИКТ.
Воспитательные: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, гордости за свой народ, культуру, духовные ценности.
Материал:
Презентация, дидактическая игра «Раскрась узор», картинки-иллюстрации к сказкам, выставочные мини залы, по живописи, скульптуре, мордовские сказки. Динамическая пауза под музыку.
Ход занятия:
Воспитатель. - Ребята посмотрите какой красивый на мне костюм. Как вы думаете это русский, татарский, или мордовский наряд? - (ответы детей мордовский,
А если я пришла в мордовском костюме, значит мы будем говорить о Мордовии!
Сегодня мы с вами познакомимся с мордовской культурой, ремеслом и видами искусств. С этой целью нам придется совершить заочное путешествие в музей. Но музей не простой. В нем выставлены не отдельные произведения, а целые виды искусства. Музей этот сама человеческая история: как прошлого, так и настоящего. Усаживайтесь по удобнее, и наше путешествие начинается.
А начнём мы с того, что первое повстречается на нашем путешествии. Что же это? Да сам «музей». Конечно, наш музей – чистая условность, но, если бы он существовал, это была бы деревянная мордовская изба. То есть мы встретились с тем искусством, которое называется зодчество.
Деревенские избы в старину делались из липы, дуба и сосны, а строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, чтобы хозяину было удобно, и чтобы соседу не мешать.
Со временем стали их выстраивать фасадом, т. е. лицом к дороге, и получилась «у - лица». Избы раньше в сёлах никогда не красили ничем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце - как теплый светящийся мед. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.
- Что означало слово «изба»?
Изба - это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.
Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.
Воспитатель:
Однако мы довольно долго задержались на созерцание самого «музея» - не пора ли пройти внутрь?
- Добро пожаловать в зал скульптуры. Скульптура – одно из древних искусств. Скульптор, человек, который высекает скульптуры из камня, дерева, глины. Наш великий мордовский скульптор С. Эрьзя. Если присмотреться к работам мастера, то можно увидеть, сколько сил и труда надо было скульптору, чтобы из глыбы камня и куска дерева сделать такое произведение.
-Скульптор в своих работах передает настроение, характер людей мимикой, жестами.
Динамическая пауза под музыку.
-Ребята, мимикой изобразите грусть, страх, радость, удивление. (страх, радость, спокойствие, удивление).
-Обратимся теперь к живописи – одному из самых прославленных видов искусства. Для этого нам придется пройти в следующий зал. Давайте посмотрим на репродукции наших мордовских художников, Ф. Сычков, И. Макаров,А. Баргов.
Картина «Зимние забавы»
- Как развлекаются дети? (катаются с горки)
-На чем они катаются? (на санях)
- Какое у них настроение? (веселое, радостное)
-Какое у неё настроение? (хорошее, радостное)
-Современная или старинная жизнь показана на картине? (старинная)
-Как вы догадались? (потому что одеты в мордовские одежды)
- А сейчас так люди одеваются? (нет)
-Только в мордовской деревне на празднике можно встретить людей, одетых в такие красивые одежды.
- Художник с помощью кистей и красок очень живо передает мир, который его окружает. Само слово «живопись» означает живописать, то есть писать жизнь. Произведения искусства, написанные красками, называются живописью. Живопись делится на жанры: пейзаж, натюрморт, портрет и т. д. У живописи есть свой язык – это краски. Сочетая их, художник рассказывает нам об окружающем мире.
Дидактическая игра «Раскрась узор»
А сейчас мы с вами, ребята, отправимся в зал таинственной мордовской сказки.
- Мы с вами в стране мордовских сказок, легенд и сказаний.
- Послушайте загадку
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост - её краса,
Этот зверь лесной (лиса)
-. Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых сказок, где персонажем является лиса. (Лиса и заяц, Лисичка со скалочкой и т. д.)
-Где можно встретить изображение лисы в нашей республике? (на гербе, скульптуры в парке, на улицах Саранска.) Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом.
Воспитатель -А хотите послушать сказку про одну очень хитрую лисичку?
- Тогда слово нашей сказительнице
(ребёнок рассказывает мордовскую народную сказку «Лиса и медведь» и показывает картинки – иллюстрации.)
-Спасибо нашей сказительнице. Понравилась вам сказка? А на какую русскую народную сказку похожа эта? (на сказку «Мужик и медведь»)
Воспитатель - Со сказкой надо дружить
А в жизни не тужить.
Вы знаете, у каждого народа есть своя культура, традиции, обычаи. Когда-то давным-давно у эрзян и мокшан была другая вера - не христианская, а языческая. Эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Этим духам, богам поклонялись. Мордва из древне земледельцы и перед началом всех работ на поле проводили моления, поклонялись богам плодородия. По весне, перед тем как отправиться на поле сеять, люди молились Паксяве (богине Поля, чтобы был хороший урожай.
Кроме работ на полях они ещё держали очень много домашних животных, ходили на охоту, и так как деревни у мордовского народа располагались у реки, они ещё ловили рыбу.
Перед тем как отправиться в лес на охоту или за дровами, люди молились Вирьаве (богине Леса, чтобы была удачной охота, и не было несчастных случаев. Охотники специально собирались у костра и рассказывали Вирьаве сказки, если Вирьаве понравятся сказки, значит, охота будет удачной.
-Так же у мордвы были свои колыбельные песни.
- Большинство мордовских колыбельных песен построено как обращение к ребенку. В них поется о будущем ребенка, о занятиях родителей, о заботах, обременяющих женщину. В этих песнях женщина-мордовка высказывала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь – проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству.
Итог занятия :
-Ребята, а куда мы сегодня отправлялись в путешествия? (ответы детей).
-Интересно ли вам было? (ответы детей).
- А что вам понравилось? (ответы детей).
- Вот и закончилась наша заочная экскурсия по воображаемому музею. До новых встреч!