Вероника Елисеева
Занятия в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель»
Цель: Заучивание стихотворения Е. Благинина «Шинель»
Задачи:
Образовательные:
* Продолжать обогащать знания детей о Великой отечественной войне: её начало, о светлом празднике День Победы, о значении праздника для нашего народа.
* Способствовать формированию знаний об отдельных видах одежды: военное обмундирование – шинель.
Публикация «Занятия в подготовительной группе по развитию речи „Заучивание стихотворения Е, Благининой „Шинель“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
*Учить внимательно слушать, запоминать и выразительно читать стихотворение «Шинель» автор Е. Благинина с использованием пальчиковой гимнастики, мнемотаблиц – символов, артикуляционной гимнастики.
*Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением, активизируя в речи слова : шинель, сражение, одолели, поражение.
*Учить отражать в рисунке впечатления от праздничного салюта Победы, с использованием приёма «Тычок»
Развивающие :
*Развивать интонационную выразительную речь, интерес к детской художественной литературе.
*Умение поддерживать беседу.
Воспитательные:
*Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение к ветеранам войны, к историческому прошлому, память, интерес.
Предварительная работа:
Беседы о Великой отечественной войне, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц.
Материал:
Презентация, портрет Е. Благининой, песня «День Победы» автор В. Л-Кумач, песня «Священная война» автор муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова (отрывок, мнемотаблицы, листы ватмана чёрного цвета, тычки, гуашь, георгиевские ленточки.
Ход занятия
1часть
(Звуки взрывов, бомбежки) (приложение 1)
-Как вы думаете, что это за звуки?
-Какие они? (ответы детей)
-Это звуки войны. Вот такие страшные звуки бомбежки однажды разбудили нашу страну. Еще все люди мирно спали, а с аэродромов страны Германия поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. (презентация слайд 2-3)
Фашистские самолеты бомбили наши города и села. Бомбы сыпались на дома, сады, школы. Пришел враг на нашу землю с оружием, и все изменилось. Началась Великая Отечественная война.
Великая потому, что она длилась 4 года (1418 дней и ночей). На защиту встали миллионы наших людей.
-А отечественная почему?
- Как вы думаете, что такое Отечество? (ответы детей)
- Правильно, Родина! Значит встала вся страна на защиту своей Родины, своего Отечества!
(Песня «Священная война» В. И. Лебедев-Кумач) (приложение 2)
Пословица:
«Родина мать - умей её защищать!» (повтор с детьми)
Загадка
Сильным,смелым должен быть.
Крепко Родину любить.
Друзьям помогать,
От врагов защищать! (ответы детей)
-Правильно солдат. (презентация слайд 4)
Пальчиковая гимнастика
На горах высоких (пальцы рук соединяются и поднимаются вверх)
На степном просторе (пальцы рук соединяются и опускаются вниз)
Охраняет нашу
Родину солдат (2 пальца ставятся на другую ладонь)
Он взлетает в небо (пальцы изображают взмывание вверх самолёта)
Он уходит в море (соединённые пальцы опускаются вниз)
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад! (пальцы одной руки барабанят по ладони другой)
-А скажите пожалуйста, какая военная одежда спасала солдата от дождя и снегопада? (ответы детей) (презентация слайд 5)
-А ещё солдаты носили шинель. (презентация слайд 6)
Шинель – это форменная одежда военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. Солдату шинель шили из специального сукна коричневого, серого цвета. Сукно – это тёплая, шерстяная, ворсистая ткань. Во время войны шинель была необходима солдату.
-А как вы думаете, зачем? (ответы детей)
Она спасала от дождя, ветра, снега. Шинели были длинными, тёплыми. Ею можно было укрыться вместо одеяла, или подкладывали под голову вместо подушки. А если разложить её и закатать в неё вещи, то она могла служить вещь - мешком. И за это солдаты очень её любили и берегли. Есть даже стихотворение, посвящённое шинели. Оно так и называется «Шинель», автор Е. Благинина. (приложение3)
Внимательно послушайте стихотворение, и наша задача сегодня его постараться запомнить, выучить. (приложение4)
2 часть (основная)
Чтение стихотворения «Шинель».
Вопросы по тексту:
*Какой вопрос задала дочь своему отцу?
*Что она сказала о шинели?
*Что ответил отец дочери?
*Чем дорога шинель бывшему солдату?
*Как вы думаете, о чём может рассказать дыра в шинели?
(Чтение стихотворения ещё раз с установкой на запоминание.)
*Повторение первого четверостишья. Читают вместе педагог и дети без голоса – губами с использованием движений рук и мнемотаблиц (приложение5) (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)
* Повторение первого четверостишья, присоединяем к нему второе четверостишье с использованием мнемотаблиц – символов. (приложение5) (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)
* Повторение второго четверостишья, присоединяем к нему третье четверостишье с использованием мнемотаблиц – символов. (приложение5) (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)
* Повторение третьего четверостишья, присоединяем к нему четвёртое четверостишье – чтение шёпотом (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)
Чтение стихотворения целиком с именем автора и названием. (индивидуальное чтение 1-2 детей. Краткий анализ работы детей)
Физкультминутка
Встали ровненько ребята,
Зашагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись
На носочки поднимись.
Раз рывок, два рывок
Отдохнул ли ты дружок?
-А что означают последние строчки стихотворения «Мы ходили дружок на врага и его одолели» (ответы детей)
-Да, значит победили! (презентация слайд 7-8)
Люди радовались окончанию долгой войны, все поздравляли друг друга, плакали, вспоминания погибших. И с тех пор, каждый год 9 мая наши люди, наша страна празднует День Победы! Поздравляют друг друга с тем, что нет больше войны на нашей земле!
Сейчас ещё живы те, кто много лет защищали нашу родину от врага. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Их называют?- ветеранами. (презентация слайд 9)
В День Победы ветераны надевают все свои ордена, награды. Собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы, возложить венки, цветы к памятникам, обелискам. А заканчивается День Победы? -праздничным салютом! (презентация слайд 10)
Пышные букеты
В небе расцветают,
Словно искры света
Лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами
Голубыми, красными,
Синими, лиловыми
Каждый раз всё новыми!
А потом рекою золотой текут,
Что это такое?
Праздничный салют!
В честь этого праздника мы тоже присоединимся к поздравлениям. А подарком будет наш праздничный салют!
3 часть (заключительная)
-Подходите к столам, на них большие чёрные листы (приложение 6-7). А чёрные потому, что салют расцветает поздно вечером, когда небо тёмное. Рядом на подставочках «тычки» и гуашь. Ритмично наносим яркие огоньки, которые рассыпаются по всему небу.
(В ходе рисования читается стихотворение)
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним!
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым! Салют!
(Дети садятся на свои места)
Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Оранжевый цвет ленточки означает- огонь, чёрный- дым.
Сегодня я хочу поделиться с вами ленточками, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили о подвигах наших дедов и прадедов. Низкий им поклон!