Курочкина Мария
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по развитию речи
Образовательная область: «Речевое развитие» (приоритетная, интеграция- «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Тема занятия : заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири».
Возрастная группа: средняя группа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заучивание стихотворения Н, Нищевой „Снегири“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снегирь
- Снегирь. Сказки, стихи, детская литература
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Цель занятия : формирование навыков содержательного и выразительного рассказывания стихотворения «Снегири» наизусть по схемам-рисункам.
Образовательные: формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение; закрепить знания детей о зимующей птице нашего края – снегире; формировать интерес к поэтическому творчеству.
Развивающие : совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей, любовь к поэтическому слову, к природе.
Словарная работа:
Обогащение словаря: карканье, чириканье, стрекочет,
Активный словарь: зима, снегири, ворона, синица,
Средства (материалы и оборудование) : интерактивная доска, презентация, мнемотаблицы, стихотворение Н. Нищевой «Снегири».
Способы (методы и приемы) : организационный момент, вопросы, художественное слово, объяснение, поощрение, чтение стихотворения, беседа, физ. минутка, дыхательное упражнение, дифференцированная оценка детьми.
Форма организации: фронтальная.
Подготовительная работа (предварительная) : беседа с детьми о временах года, наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций зимней природы, чтение художественной литературы, лепка птицы.
Планируемый результат: выученное стихотворение, содержательное и выразительное рассказывание стихотворение «Снегири» наизусть детьми с помощью схем - рисунков.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1 Организационно – мотивационный этап (вводный) Настроить детей на предстоящую деятельность - Ребятки, а хотите узнать, о чем мы с вами поговорим на занятие. Тогда, отгадайте мою загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Когда это бывает? (зимой)
- А какое время года сейчас?
- А как вы узнали, что на улице зима?
- Молодцы, вы правильно всё сказали и назвали много зимних
примет.
Дыхательная гимнастика.
- Ребята, посмотрите, к нам на стол упала снежинка. Давайте я ее сейчас возьму за ниточку, а вы на нее подуете как легкий ветерок. Сейчас посмотрим, у кого снежинка дольше будет летать? Воздух вдыхаем носом, щеки не надуваем, губы трубочкой, спину выпрямили.
- Можно ли услышать зимой пение птиц?
- А еще я слышала, как стрекочет сорока. - ответы детей
- Зима
- на улице стало холодно, люди одели тёплую одежду, всюду снег, на реках лёд, дети катаются на санках, лыжах и коньках.
- Можно услышать чириканье воробья, карканье ворон.
2 Основной этап Создание проблемной ситуации - Ребята, а посмотрите, кто к нам в гости пришел. Кто это?
- Правильно, ребята это медведь.
- А он в лапах держит письмо, это наверно нам.
-Давайте, посмотрим, что там написано. - медведь
- давайте.
2.1 Этап постановки проблемы Воспитывать умение у детей слушать и слышать сверстников - Пишет вам, медведь косолапый. В один из зимних дней меня разбудили, и я стал бродить по лесу. И увидел необычных птиц, которых раньше не встречал. И захотел я узнать про них, а не у кого. И пришел я к вам за помощью, чтобы вы мне рассказали о зимующих птицах.
- Ребята, ну что поможем мишке узнать все о зимующих птицах.
- Ребята, мишка приглашает нас посетить зимний лес, но чтобы нам туда попасть, нужно произнести заклинание «Раз, два, три – в зимнем парке очутись!».
- поможем.
2.2 Этап восприятия материала Обогащение и активизация словаря - Вот мы с вами и в зимнем лесу. Как тут красиво, правда, ребята.
- Ой, посмотрите, неподалеку от нас весит кормушка, давайте к ней подойдем и посмотрим, что за птицы на ней сидят.
- Сколько птиц прилетело к нам на кормушку.
Назовите тех птиц, которых вы знаете. Какую птицу узнал Егор? А Варя?
А как одним словом можно сказать –какие это птицы?
Правильно, зимующие.
А почему?
-Да, ребятки, эти птицы не улетели в тёплые края, а остались
с нами зимовать. Но им бывает очень трудно, и мы им помогаем.
- А скажите, как мы с вами помогаем птицам?
А чем же вы их кормите?
- Ребята, а кто знает, чье это пение? Какая птица так поет?
- Я вам подскажу. Угадайте загадку и тогда догадаетесь, кто так поет.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг спорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири).
Ведь это снегири.
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим снегиря. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрный. Спинка серого цвета. Грудка у снегиря красная. Природа становится ещё наряднее, когда на покрытых снегом ветках деревьев появляются снегири.
- Ребята, мы с вами отгадали всех птиц, которые сегодня прилетели в зимний лес к кормушке. Но у нас впереди еще много нового и интересного.
- Но перед тем, как отправиться дальше в путь нам нужно с вами немного размяться.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
спать легли (ладошки под щечку). - да
- ответы детей
- зимующие
- Потому что они не улетают в тёплые края.
- сделали кормушки, и
подкармливаем наших гостей
- хлебными крошками, семечками, зёрнышками.
2.3 Этап практического решения проблемы Воспитывать желание сотрудничать между собой. А сейчас давайте с вами присядем и послушаем стихотворение Натальи Нищевой «Снегири».
Вот на ветках,
Посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Беседа по содержанию стихотворения.
-Кто сидел на ветках?
-В чем они сидели?
-Что делали снегири?
- Кто догадался, для чего нам картинки?
- Правильно, ребята, они будут
,помогать нам, заучивать стихотворение.
- А перед тем как начать его разучивать, мы сейчас с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Снег».
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
-Посмотрите внимательно на эти карточки.
- В этих карточках спряталось стихотворение «Снегири». – Ребята, я сейчас вам прочитаю еще раз стихотворение, послушайте и постарайтесь его запомнить, потом вы будите его сами рассказывать, пользуясь иллюстрациями.
- А теперь, попробуйте рассказать стихотворение сами, пользуясь иллюстрациями, а я вам буду помогать (вызываю 2-3 человек).
- чтобы запомнить стихотворение
3 Заключительный этап Проанализировать деятельность детей, показать результат всего занятия, напомнить о появлении затруднения и решение проблемной ситуации, обобщить деятельность детей по достижению целей. - Вот мы и помогли мишке. Рассказали ему о зимующих птицах, чем они питаются, а еще и выучили стихотворение, которое мишке запомнится.
- Ребята, а давайте сейчас с вами вспомним.
-Что мы с вами делали на занятии?
- Какое стихотворение мы с вами выучили.
- А сейчас кому было интересно на занятие – хлопните в ладоши, а кому было не интересно и он не доволен своей работой – топнули. - ответ детей