Получи документы

Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [З], [З’]

Надежда Агеева
Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [З], [З’]
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие со звуком [З]

Характеристика:

согласный

звонкий

свистящий

переднеязычный

твёрдый

Правильная артикуляция звука :

- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

- спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

Публикация «Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [З], [З’]» размещена в разделах

- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

- голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.

Упражнения для постановки звука :

Артикуляционная гимнастика:

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.

2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

3. Для языка: выполнить упражнения «Месим тесто», «Лопатка» ,«Блинчик», «Качели», «Горка», Киска сердится». (Приложение 1)

Автоматизация звука изолированно :

Большая муха (комар) звенит «Зззззззз»

Закрепление в слогах :

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:

за-за-за, за-за-за

зы-зы-зы, зы-зы-зы

зу-зу-зу, зу-зу-зу

зо-зо-зо, зо-зо-зо

А затем все 4 “песенок”-слогов “ играть вместе:

За-зы-зу-зо

«Прочти и повтори»

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в сад коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

Автоматизация в словах:

Звук [З] стоит первым

зажигалка, зажим, закат, заколка, закон, заяц, зола, зоопарк,зонтик, золото, зонт, зоренька, зоркий, зубочистка, зубр, зубило, зуб, зуд,

Звук [З] в середине

лоза, пейзаж, коза, ваза, блуза, коза, роза, берёза, гроза, мозаика, глаза, слеза, узор, горизонт, мозоль, музыка, пузырёк, алмазы, мимоза, медузы Слова со звуком [з] в конце не используются, т. к он в этой позиции оглушается и звучит как [с]

Автоматизация во фразе и тексте:

«Прочти и подумай»

Ребенку предлогаестя прочитать и объяснить чем отличаются слова в каждой паре слов.

Зуб – суп, зуд – суд, коза – коса, роза – роса, Лиза – лиса, зайка – сайка, забор – собор, завет – совет, Захар - сахар

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

Рассказы-задачи.

1. В зоопарке Лиза видела пять зубров, двух медведей, бизона, девять змей, зебру. Сколько всего животных видела Лиза в зоопарке?

2. Пока Лиза смотрела зверей, в зоопарк привезли ещё двух бизонов, дикобраза и одну зебру. На сколько животных стало больше в зоопарке?

3. Когда Лиза посмотрела и тех животных, которых привезли, папа спросил её : «Сколько же всего зверей ты видела в зоопарке?»

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто.? Что. ?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося — Зое.

Что делают.? Кто кому. ?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины — не все.

Что. Зося? Что. Зоя?

***

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

***

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

***

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

***

Вот весёлая затея —

запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея

прямо к солнышку понёс.

Занятие со звуком [З’]

Характеристика:

согласный

свистящий

звонкий

переднеязычный

мягкий

Правильная Артикуляция:

- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- боковые края языка нет дополнительного подъема;

- спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

- голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.

Упражнения для постановки звука :

Артикуляционная гимнастика:

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.

2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

3. Для языка: выполнить упражнения «Месим тесто», «Лопатка» ,«Блинчик», «Качели», «Горка», Киска сердится». (Приложение 1)

Автоматизация звука изолированно : Летит маленький комарик «ЗЗзззь»

Закрепление в слогах :

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:

Зи-зи-зи-зи-зи-зи

Зе-зе-зе-зе-зе-зе

Зя-зя-зя-зя-зя-зя

Зю-зю-зю-зю-зю-зю

А затем все 4 “песенок”-слогов “ играть вместе:

Зи-Зе-Зя-Зю

«Эхо» Попросите ребенка повторить за Вами слоги и серии слогов.

зи-зи-зи, зи-зи-зи

— Обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя

— Обезьянам здесь нельзя,

зи-зи-зи, зи-зи-зи

— Раз нельзя — не привози.

Автоматизация в словах:

Звук [З’] стоит первым

Зима, зефир, земля, зеркало, зерно, зебра, земляника, зяблик, зять, зев, зернистый, зелень, зелье, земли, зерно, зигзаг

Звук [З’] в середине

Тазик, обезьяна, Хозяин, друзья, магазин, резина, физик, физика, фантазия, Грузия, Бразилия, козерог, корзинка,

Слова со звуком [з’] в конце не используются, т. к он в этой позиции оглушается и звучит как [с’]

Автоматизация во фразе и тексте:

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

1. Зина на опушке леса нашла (корзинку).

В этой (корзине) лежали грибы.

Зина догадалась, что кто-то потерял (корзину).

Зина стала звать: «Ау! Кто потерял (корзину?»

Очень скоро к ней на опушку вышла девочка.

«Вот она где – моя (корзина!»

2. В Африке живут (зебры).

(Зебры) похожи на лошадей.

Только (зебры) полосатые, черно-белые.

(Зебры) пасутся большими черно-белыми стадами.

Наверное, как и лошади, (зебры) любят черный хлеб и морковку.

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Вот ползёт по земле змея.

Кто.? Что делает.? Где. ?

Змеи полезны. Их нельзя убивать.

Почему.? Кто. ?

Лиза и Нина узнали и запомнили это.

Что сделали. ?

2. У Зоиного папы умная собака Гвоздик.

У кого.? Кто. ?

«Гвоздик, газету!» — приказывает папа.

Что делает.? Что он. ?

И Гвоздик несёт ему в зубах газету.

Кто.? Что.? Как несёт. ?

3. Зина с мамой были в магазине.

Кто.? Где. ?

«Ой, какая забавная зебра!» — сказала Зина.

Что сказала.?

«Мама, купи мне эту зебру, и мозаику, и свисток, и зеленый зонтик для кукол»,— просит Зина.

О чём просит.?

«Давай купим в этом магазине всё, что глаза увидят»,— смеётся мама.

Что предлагает. ?

Художественное слово:

***

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная? - Зима.

***

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке сад, дома.

Все поземкой занесет:

Землю, степи и завод.

***

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Все озера – зеркала

Из зеленого стекла.

***

Зимою зяблик зябнуть стал.

Я зёрен у хозяйки взял.

Склевал все зёрна зяблик мой!

Нельзя голодным быть зимой!

***

Как-то утром две газели

Долго в зеркало глазели.

Не могли решить газели:

Что надеть им в самом деле?

***

Надо в бак бензин залить,

Грузы в кузов загрузить.

Будет грузовик резину

В магазины развозить!

Публикации по теме:

Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурахКонспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах «Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах». Подготовила: Новикова Н. А. ЦЕЛЬ: закрепление знаний о геометрических.

Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?»Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.

Конспект кружкового занятия по закреплению знаний детей младшего дошкольного возраста о букве «М» и звуке [М] Конспект занятия кружка "АБВГДЕЙКА". Цель: закрепить представления детей о букве. Материал и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, программа.

Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс»Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс» Цель: развитие умения дифференцировать звуки С-Сь в произношении Задачи: коррекционно-образовательные: –активизировать лексический запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [З], [З’]
Опубликовано: 21 октября 2024 в 06:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [З], [З’]» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Агеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД