Говдина Арина
Занятия по вокалу с детьми 4–5 лет: игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по вокалу с детьми 4-5 лет : игры и упражнения.
Для красивого пения у исполнителя должна быть внутренняя полная физическая свобода. Для достижения результата в певческой деятельности, начинаем работу с закрепления певческих навыков. Каждое занятие мы проговариваем детям о правильном положении корпуса, головы, о дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции.
Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки. Для этого необходимо добиться естественной позы певца:
Публикация «Занятия по вокалу с детьми 4–5 лет: игры и упражнения» размещена в разделах
- корпус держим прямо и свободно, плечи расправим;
- голова прямо, шею не вытягиваем и не напрягаем;
- ноги стоят под прямым углом к полу с опорой на пятки;
- руки свободно лежат между животом и коленями;
- мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии;
- нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги.
Певческая установка постепенно становиться навыком, потребностью, вырабатывается правильная привычка.
Все занятия по вокалу я начинаю с упражнений для физического ощущения свободы, с упражнений, которые расслабляют мышцы лица, шеи, плеч, корпуса. Так, постепенно, изо дня в день, правильный навык дает прекрасный результат. Ребенок чувствует физическую свободу и благодаря этому, голос развивается в естественных условиях.
В начале каждого занятия, я предлагаю детям принять правильное положение тела. Поэтому мы делаем небольшой расслабляющий комплекс упражнений : встаем, ссутулимся, расслабляем мышцы плеч и спины. Затем приподнимаем плечи, грудь, и откинем плечи назад. Спина становится крепкой и прямой, руки и шея свободными и легкими.
Вот примеры упражнений, которые мы выполняем с детьми :
«Дровосек» - Исходное положение: ноги поставим на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Взять двумя руками воображаемый топор, поднять его над головой, глубоко вдохнуть, затем вместе с коротким и полным выдохом через рот сделать быстрый наклон вперед, одновременно опуская руки вниз, т. е. ударяя топором по полену. При этом упражнении, произносим при выдохе и ударе топора восклицания типа: «Ух!», «Раз!» и т. д.
«Освобождение от усталости» - Исходное положение: ноги стоят на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и на вдохе подняться на носки.
«Насос» - Исходное положение – стоя, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 раз.
Кроме того, чтобы тело при пении было упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками («чтобы не было дырки в боку, как у ёжика»).
Я провожу такие упражнения с детьми регулярно, правильно объясняя суть задания, но не превращая занятия в бестолковую забаву.
Основная часть занятия состоит из работы над звукообразованием:
1. Поем естественным светлым звуком без напряжения и крика. Крикливое пение искажает детский голос и приобретает горловой звук. Мы играем в игры «Позови меня», «Брось мячик», «Ау», «Снежки».
Пример игры» Ау» - звук «а» поем на низкой ноте, на этом звуке удобно открыть рот, а вверху гласный «у» хорошо собирает и округляет звук. Данные игры вырабатывают навык длительного выдоха, развивают звонкость и полетность голоса, а также развивают музыкальный слух у «гудошников». В данной игре-упражнении мы тренируемся в умении выходить в фальцетный режим с низкого звучания гласной.
Важно создать на занятии игровую ситуацию, и таким образом повысить интерес детей к певческой деятельности. Например, игра: «Однажды дети пошли гулять в лес (звучит спокойная музыка). Деревце за деревце, кустик за кустик - они и не заметили, как ушли далеко от взрослых и потерялись (на окончание музыки дети приседают). Стали взрослые звать детей: «Та-ня, ау!». Ребенок, которого позвали, откликается: «Ау». Таким образом, все дети имеют возможность индивидуально поупражняться в освоении навыка.
Можно создать такую ситуацию для позиционно высокого (головного) звучания, которая способствует воспроизведению звукоподражаний животных (мяукает маленькая кошка, лает маленькая собачка и др.). Когда ребенок подражает кошке («мя-у», он учится мягко открывать рот и не зажимать нижнюю челюсть; когда подражает петушку («ку-ка-ре-ку», поет высоко, протяжно, а подражание лаю маленькой собачки («гав-гав») помогает настроить голос на высокое головное звучание.
2. Учимся правильно открывать рот, опускаем нижнюю челюсть. Я использую упражнение «Открой ротик», оно помогает формировать навык правильного раскрывания рта на слоги «на», «ма», «да» : «Сжимаем пальчики в кулачки и прижимаем к груди – ротик закрыт, руки протягиваем вперед и раскрываем кулачки – ротик открывается широко, как ладошка». Одновременно с открытием рта, дети протягивают звук «а», стараясь тянуть его максимально длинно, глаза широко раскрываются, брови приподнимаются, голос и мимика передают интонацию радости.
3. Учимся плавно вести звук. Чтобы научить детей петь протяжно и напевно, необходимо, начиная с первой младшей группы учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Это дает возможность вовлечь ребенка в игру, а в игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса.
Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждают ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Протяжности, напевности звука способствует работа над гласными (например, в пропевании имен матрешек «Зина-Таня-Маша» – по трезвучию). Пение на слоги помогает достичь звонкости, а сочетание гласного с согласными т и м формирует правильное звучание. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей.
Добиваясь четкой и ясной дикции, я стремлюсь к тому, чтобы дети отчетливо произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Это требует от работы артикуляционного аппарата постоянных упражнений.
Маленьким детям довольно сложно объяснить различные певческие механизмы, поэтому педагогу желательно иметь в запасе много разных «ключиков» музыкальных знаний, использование которых интригует детей, заинтересовывает, пробуждает ассоциации, способствует усвоению певческих навыков.
На занятии мы часто используем жесты, они помогают правильно выполнять движения, осознавать процесс голосообразования и доводить навык до автоматизма.
1. «Пальчик-помощник» : указательный палец правой руки на подбородке помогает опускать нижнюю челюсть. Это помогает вырабатывать навык подвижности нижней челюсти.
2. «Самолетик» : согнутые в локтях руки держатся на уровне плеч, а вытянутые пальцы ставятся на нижние зубы и, как бы «протыкая щечки», фиксируют положение открытого рта. Такое положение рук напоминает «крыло самолета». «Самолетики» помогают детям проконтролировать, правильно ли открылся рот, не зажаты ли челюсти.
3. Второй и третий пальцы обеих рук ставятся в ямочки у козелков ушей. Открывая и закрывая рот, дети чувствуют движение нижней челюсти.
4. «Микрофончик» : третий палец правой руки ставится на выемку над верхней губой. Ребенок «собирает» звучащий голос в «микрофончик». Таким образом, дети учатся направлять голос в одну точку.
5. «Генеральская шапка» : ладошку правой руки кладем на макушку головы – это «генеральская шапка» и нести ее нужно гордо, прямо. Затем рука убирается, а положение корпуса фиксируется. Чтобы дети лучше поняли смысл данного жеста, можно предложить им подержать на голове листок бумаги или легкую книжку. Не у всех детей сразу получается упражнение, но когда они поймут в чем смысл «генеральской шапки», то впоследствии только одно упоминание о ней заставляет детей подтянуться. Этот жест помогает детям держать осанку и удерживать положение головы во время пения.
7. «Купол» : обе руки поднимаются вверх, образуя над головой «купол». Данный жест помогает детям, во-первых, округлять звук, петь все в высоту.
8. Упражнение «Открой ротик» : открой ротик как у цыпленка; главное - зафиксировать это движение. К занятию я нахожу игрушку, которая может широко открыть рот, и ребенок старается также широко открыть рот.
9. «Раз – вдох и запел» : движение помогает осознавать, что пение начинается с вдоха.
При пропевании высокой ноты или мелодического скачка вверх предлагаем детям спрятать верхнюю нотку под «зонтик» или «крышу», при этом руки поднять вверх над головой как «крыша» или «зонтик». Делать это нужно легко, игриво, без напряжения.
Добиваясь того, чтобы дети пели музыкальную фразу в длину, объясняем, что песенка, например, должна долететь до солнышка или побежать по длинной дорожке. Отработать данный навык поможет прием произнесения слов нараспев, на высоком речевом звучании по одному и всем вместе.
Пропевая гласный звук в конце слова, хорошо использовать прием длинного, протяжного произнесения или пропевания на одном звуке слога или слова: «ду-ду-у-у» (паровоз, «би-би-и-и» (машина, позвать: «Мама-а-а», «Папа-а-а», «Маша-а-а» (имена детей, «Заинька-а-а» и т. д. Стараться не останавливаться на первом слоге, а стремиться к последней протягиваемой гласной, «далеко», «вдаль».
Вырабатывать навык четкого произношения согласного «к» в конце слова очень удобно на песне Л. Абелян «Хомячок». Ударный гласный в слове протягивается, а согласный «к» произносится коротко и четко, при этом предлагаем детям представить, что мы как бы «ловим звук за хвостик» : «Хомячо-о-к, хомячо-о-к, добродушный толстячо-о-к».
Если нужно начать мелодию с высокого звука, можно предложить детям мысленно представить этот звук и подудеть в него на слог «ду».
Пение на слоги способствует хорошему звучанию голоса, улучшает чистоту интонации, помогает достичь звонкости.
Прием введения образа звука с движением рук способствует выработке мягкой атаки звука.
А – поглаживание тыльной стороной руки снизу вверх: «Ах!» - восхищение;
О – поглаживание щек сверху вниз: «Во!» - утверждение;
И– «рисуем усы»;
У – поглаживание тыльной стороной ладони щек вперед: «У» – удивление (губы «трубочкой», дуем на кончик носа).