Натали Лопатько
Занятия по развитию речи с использованием мнемотехники на тему «Осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Осень
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие: Обобщение представлений о признаках осени, её
характерных особенностях.
Публикация «Занятия по развитию речи с использованием мнемотехники на тему „Осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
- Расширение и активизация словаря по теме «Осень». Ввести в активный словарь детей новое слово «Предзимье».
- Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
- Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Воспитательные: Воспитание навыка сотрудничества, поддерживание положительного, эмоционального настроя детей в течении всего времени, интереса к ответам товарищей; самостоятельности, инициативности.
Развивающие : Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления.
Предварительная работа.
1. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе;
2. Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов по теме «Осень», «Наши пернатые друзья».
3. Наблюдение за работой взрослых осенью.
4. Беседы с детьми об осени, осенних приметах, а так же о растительном и животном мире нашего края.
5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок (с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц).
6. Экспериментально-исследовательская работа и наблюдение в природе.
7. Пальчиковые игры.
8. Игры: «Найди пару», «Заплатки», «Речевые игры», «Работа с мнемотаблицами», «Времена года».
Оборудование:
- Шкатулка с письмом от Осени.
- Мольберты.
- Мнемоквадраты, мнемотаблицы, мнемодорожки.
- Буквы, цифры (для дидактической игры).
- Корзинка с яблоками (для сюрпризного момента).
- Презентация «Что такое Осень» (с использованием ИКТ).
Ход занятия:
(Воспитатель вместе с детьми заходит в зал)
Воспитатель: «Поздоровайтесь с гостями!»(дети здороваются).
Воспитатель: Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу смело
И скорей вставайте в круг (дети образуют круг).
Дети: Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Воспитатель: Ребята, сейчас, Махар загадает вам загадку, отгадайте ее.
Махар: Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек,
Я… (осень).
/ Дети отгадывают загадку /
Воспитатель: Верно, это осень. Время осени подходит к концу, все в мире течет и меняется. Лето сменяется осенью, а какое время года придет на смену осени?
Дети: Зима.
Воспитатель: Совершенно верно. Поэтому ребята, мы, сегодня будем говорить об осени, осенних приметах. А осень приготовила для нас интересные игры, загадки, подарки. Я уверенна, что со всеми заданиями вы справитесь, потому что мы всегда вместе, мы помогаем друг другу, а самое главное мы дружные ребята. И поэтому я предлагаю вам выполнить первое задание Осени и воспитатель показывает кленовый листочек с цифрой 1 и предлагает поиграть в игру.
Игра «Разная осень»
Воспитатель предлагает детям повторить за ним цепочку слов:
- сентябрь, октябрь;
- октябрь, ноябрь;
- сентябрь, октябрь, ноябрь.
Затем задает, вопрос и просит дать ответ полным
предложением.
Воспитатель: Какие слова вы повторили?
Дети: Мы повторили названия месяцев.
Воспитатель: К какому времени года относятся эти месяцы?
Дети: Эти месяцы относятся к осеннему времени года.
Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы назвали?
Дети: Мы назвали три осенних месяца.
Воспитатель: Какой месяц обозначает начало осени?
Дети: Начало осени обозначает сентябрь.
Воспитатель: Какой месяц обозначает середину осени?
Дети: Середину осени обозначает октябрь.
Воспитатель: Как ещё называют осень в эту пору?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Как называется третий месяц осени?
Дети: Третий месяц осени называется ноябрь.
Воспитатель: Как ещё называют осень в этот период?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: Ещё этот период осени называется предзимье,
т. е. перед зимой.
(Хоровые и индивидуальные повторы детьми нового слова).
(Педагог показывает детям листок, вырезанный из бумаги).
Педагог показывает детям кленовый листок с цифрой 2 и объявляет второе задание Осени.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Ребята, закончите, пожалуйста, предложения словом «осень», но имейте в виду оно всегда будет звучать по – разному.
(Игра проводится с мячом).
- Вот и наступила долгожданная (что) осень.
- Мы очень долго ждали (что) осень.
- Долго не было (чего) осени.
- Мы очень рады (чему) осени.
- Мы одеваемся по погоде (когда) осенью.
- Мы рады видеть на улице (что) осень.
- Мы читаем стихи (о чём) об осени.
- Мы поём песни о (чём) об осени.
- Мы радуемся тёплым денькам (когда) осенью.
- Мы любим (что) осень.
Педагог объявляет следующее задание Осени, показывая кленовый листок с цифрой 3
Воспитатель: Осень приготовила для вас веточку с осенними листочками и предлагает вам превратиться в маленькие ветерки. Мы будем дуть на осенние листочки.
Давайте вспомним правила правильного речевого дыхания:
- вдыхаем носом, а выдыхаем ртом, губы складываем в трубочку, щёки не надуваем.
Педагог просит ребенка показать правильное речевое дыхание.
Воспитатель: Раз, два, три - легкий ветерок подуй! (2-3 раза)
Раз, два, три – сильный ветерок подуй! (2-3 раза)
(дети дуют на веточку с осенними листочками)
/ Воспитатель предлагает сесть на стульчики /
Педагог показывает листок с цифрой 4 и предлагает следующее задание Осени.
Воспитатель: А теперь ребята, предлагаю посмотреть фильм «Что такое осень».
(Идет презентация фильма)
Далее дети читают стихи и пословицы, используя мнемотаблицы.
Физминутка
Стояла корзинка на полке без дела.
(присесть, округлить руки, изобразить корзинку)
Скучала наверно все лето она,
(наклоны головы вправо, влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,
(встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.
(потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзина довольна.
(руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась,
(развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось.
(подняться на носочки, показать руками большой круг).
Педагог показывает листок с цифрой 5 и предлагает следующее задание Осени.
Стук в дверь (приносит посылку). В посылке письмо от Осени с карточками - осенние приметы. Воспитатель зачитывает письмо, где Осень просит помочь нашему знакомому герою «Незнайки».
Воспитатель: Наш знакомый герой Незнайка написал рассказ об осени, и мне думается, совершил много ошибок.
Послушайте его внимательно и если заметите ошибку поднимите руку.
Рассказ Незнайки.
Лето прошло, и наступила зима. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: белка – орешки, медведь – капусту, ёжик – мёд. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки, и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, загорали под солнышком.
Игра «Исправь ошибки».
Воспитатель предлагает детям по мнемокарточкам, мнемодорожкам назвать приметы осени.
Составление рассказов об осени по мнемотаблицам
Педагог показывает листок с цифрой 6 и предлагает следующее задание Осени.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! С заданиями справились отлично, но нужно выполнить последнее задание осени. Осень приготовила для вас сюрприз, а что это вы узнаете, если соберете слово. Оно у нас рассыпалось.
Игра «Слово рассыпалось»
(Дети собирают из букв слово и узнают, какой подарок приготовила осень).
Б Я О Л О К
2 1 4 3 6 5
(ЯБЛОКО)
Педагог от имени Осени благодарит детей за хорошее знание осенних примет, активность, внимательность и смекалку.
В качестве призов дети получают дары осени – румяные яблоки.