гульмина яникова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселый гном»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Предмет (направленность) - интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка».
Возраст детей: 5-6 лет.
Место проведения: групповая комната.
Цель: развивать связную речь детей, опираясь на мнемотаблицы, мнемосхемы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе „Веселый гном“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать творческую речевую активность при составлении описательных рассказов, загадок. Упражнять в умственном моделировании описания людей, животных, предметов природы.
Учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, их друзья и определенное место.
Закреплять умение перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку (сказочные заклинания). Продолжать учить четко и правильно отвечать на поставленные вопросы; исключать лишнее по двум и более признакам.
Развивать мелкую моторику посредством использования пальчиковых гимнастик и массажеров. Формировать артистичность, пластику движений, эмоциональность. Развивать фантазию и умение передать свою мысль в предложении.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Орг. момент
— Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на планету Сказка.
Ребенок:
Раскрывай шире ушки
Открывайте свои глазки
Мы расскажем, мы покажем
Замечательную сказку.
2. Введение в тему:
— А поможет нам попасть на планету Сказка наш волшебный зонтик. Только сначала нам нужно вспомнить заклинания, известные нам из сказок. ( Дети: сим-сим откройся, сивка бурка встань передо мной, эники-беники, крэкс-фэкс-пэкс, сим-силябим, абракадабра, по щучьему велению….). Давайте встанем под зонтик, возьмемся за волшебные веревочки. К старту готовы? Зажмурьтесь и полетели! (Звучит фонограмма «космической» музыки) Вот мы и оказались на сказочной планете. Посмотрите, как здесь красиво. Ну раз уж мы оказались на планете сказок, давайте попробуем сочинить новую сказку. Садитесь пожалуйста. (Ставлю мольберт со схемой сказки) Я начну, а вы будете мне помогать, хорошо?
3. Основная часть.
— В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц… (Какой был принц? Дети: красивый, высокий, добрый, смелый, веселый, воспитанный, храбрый, учтивый) Прослышал он однажды, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет принцесса сказочной красоты (Какой была принцесса? Дети: добрая, приятная, веселая, сказочной красоты, очаровательная, милая, ласковая, обаятельная, послушная) Решил принц, что обязательно женится на ней, и отправился в путь-дорогу. Повстречался ему на пути волшебный лес. (Какой был лес? Дети: волшебный, густой, дремучий, прохладный, тенистый, лиственный, хвойный, страшный, большой, угрюмый) Въехал принц в лес, смотрит, ему на встречу бежит гномик… (Какой был гномик? Дети: смешной, веселый, маленький, умный, бородатый) Гномик говорит : «Знаю я, куда ты путь держишь, и что ты хочешь жениться на принцессе. Только тот через лес пройдет, кто сможет загадать мне загадки про животных моего леса, тогда я путь к принцессе тебе укажу». Стал принц гномику загадки загадывать. ( Дети загадывают описательные загадки: лось, белка, медведь, волк, лисица.
-Кто зимой холодный
Ходит злой, голодный? (Волк).
-Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь).
-Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса).
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
-Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка).
Только отгадал гномик последнюю загадк, как лес расступился, и принц выехал на дорогу, которая вела к сказочному замку… (Какой был замок? Дети: золотой, старый, королевский, красивый, высокий, каменный, кирпичный) Около замка уже ждала принца прекрасная принцесса. Три дня и три ночи веселились гости на свадьбе принца и принцессы, которые жили вместе долго и счастливо. Вот и сказке конец.
Дети: — А кто слушал, молодец!
Правда, хорошая получилась у нас сказка? Со счастливым концом.
А у нас тоже есть гном, он с нами поиграет.
Игра с пальчиками «Гномики».
Жили-были гномики
(Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала,
(Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
— А теперь возьмите в руки наши волшебные мячики. Они волшебные, потому что умеют превращаться. Представьте себе, они перегрелись на солнышке, и стали очень горячими. Будем перекладывать их из руки в руку, быстро-быстро, чтобы не обжечься. (Подношу мячик к уху, как будто прислушиваюсь) Ой, мой волшебный мячик рассказал мне новую сказку. Хотите послушать?
— Жил да был ёжик в лесу, в своем домике-норке (зажать мячик в ладошке). Выглянул ёжик из своей норки (раскрыть ладошку и показать мячик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился-катился, и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик, и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать мячик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками мячика к кончику каждого пальца, и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать мячик в одном кулачке, затем в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцем в щепотке стучать по колючкам мячика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку, и спрятать мячик под ним) и укрылся от дождя. А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички, и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ёжику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… Как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком мячика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик). Молодцы, садитесь.
Игра «Найти лишнее»
— Но наш гном из сказки не только для принца приготовил трудности. Еще и для вас нашел задание. Поможем гномику в нашем волшебном лесу найти лишнее.
Первая картинка: В волшебном лесу росли персик, ежевика, смородина, крыжовник.
Вторая картинка: На деревьях сидели: снегирь, соловей, воробей, петух.
Третья картинка: Животные в нашем лесу жили: в конуре, в дупле, в норе, в берлоге.
Четвертая картинка: В лесу под деревьями росли: мухомор, подберезовик, боровик, лисичка.
Пятое: Все это происходило: понедельник, вторник, среда, сентябрь.
Игра Волшебное зеркало»
— А теперь закройте глаза и придумайте, кем вы предстанете перед волшебным зеркалом. Например, я — злой тигр, я — веселый котенок, я — грустный клоун.
Игра «Цветик-семицветик».
— Ребята, я приготовил для вас волшебный цветок — цветик-семицветик. Возьмите картинки с изображением героев сказки, рассаживайтесь вокруг цветка и по очереди придумывайте желание, которое должно сбыться, заветное желание вашего героя.
— Ребята, я подготовила и украсила волшебные шляпы. Наденьте их пожалуйста, и расскажите о них.
Презентация шляп
Реб. 1: У меня волшебная шляпка. Стоит её надеть, сразу начинают происходить разные чудеса.
Реб. 2: Подходите, удивляйтесь
Моя шляпка лучше всех
Сколько фантиков, считайте
Вызывают просто смех
Реб. 3: Я прибыл из разноцветной сказки. В нашей стране все ходят в таких шляпах с бубенцами (трясет головой).
Реб. 4: В моей сказке очень тепло и уютно всем. Кто попадает в мою сказку, становится добрым и красивым.
Реб. 5: Моя шляпка непростая, она из фруктовой страны, где никогда не бывает зимы. Она очень модная и вкусная!
Реб. 6: Я — волшебник конфет, я прибыл из страны, где все люди и звери едят только конфеты.
Реб. 7: Я фея из сказки, где вместо дождя с неба падают цветы. В моём королевстве приятно пахнет.
Реб. 8: В моей стране модно носить много пуговиц на одежде и шляпах. Правда, это очень красиво?
Реб. 9: Я — фея игрушек. Приезжайте в гости в мою страну. Вам никогда не будет скучно.
Реб. 10: Я — волшебник молочной страны. В моей сказке текут молочные реки, а на деревьях растут йогурты и «растишки».
Реб. 11: А у меня на шляпе бантики: красные, синие, зеленые. Я люблю смотреть на себя в зеркало.
Реб. 12: Вот шляпа желаний. Если её надеть, начинают исполняться самые заветные желания.
4. Рефлексия
— Ребята, понравилось вам наше занятие? А что понравилось больше всего? Да, мы сегодня вместе придумали сказку, играли, вспоминали то, что уже знаем. Особенно мне понравились ваши шляпы. (Детям раздаются угощения и поощрительные призы).
Ребенок:
Ну а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать!