Татьяна Казанцева
Конспект ОД по речевому развитию «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях;
формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки;
расширение и активизация словаря по теме «Осень»;
обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях;
активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Воспитательные:
воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие:
развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать;
развитие координации речи с движением.
Предварительная работа.
наблюдение за осенними изменениями в природе;
обучение работе с мнемотаблицами;
рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
Словарная работа:
Дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).
Средства:
- мяч; осенний листочек;
- листы-основы для рисования;
- презентация;
- конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).
Используемые методы:
- рассказывание сказки;
- словарная работа;
- беседа;
- индивидуальная работа;
- работа с мнемодорожкой и мнемотаблицей;
- итог занятия.
Ход ОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, послушайте сказку.
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы… .»
(дети отвечают – осень)
Воспитатель: Как вы догадались?
(только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).
Словарная работа.
Воспитатель: Давайте сначала поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
цветы - осенние цветы,
листва - осенняя листва,
дерево - осеннее дерево
день - осенний день.
- Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.
Осенью листья: что делают?
- Падают,
вянут,
шуршат,
шелестят,
осыпаются,
желтеют.
- Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?
(дети называют слова)
(золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая,
затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя,
хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая,
унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная,
грустная, ласковая.)
Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.
Как вы думаете, что оно обозначает?
Давайте скажем его все вместе,
а теперь -. (индивидуальная работа).
Давайте поиграем с этим словом.
Осень какая?- хмурая.
День - хмурый.
Небо - хмурое.
Погода - хмурая.
Вы хорошо справились с заданием. (Дети садятся за столы. У каждого ребёнка на одежде по листочку. Задание - найти свою пару и сесть за стол с таким же листочком).
Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.
Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью:
1. В погоде -
- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?
(Осенью солнце светит, но греет слабо)
Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите перед собой.
- Что можно сказать про осеннее небо?
(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)
Тучи на небе обозначим вот таким значком. Найдите его и положите рядом со значком солнце.
- А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).
Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей.
- Какой ветер дует осенью?
(Осенью дует сильный, холодный ветер.)
Ветер давайте обозначим вот таким символом. Картинку положите рядом с картинкой ветер.
2. В растительном мире.
- Какими становятся листья на деревьях осенью?
- Как называется явление, когда опадают листья?
Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.
Осенью начинается листопад.
Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите с листьями.
3. В животном мире.
- Куда деваются птицы? Почему?
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.
Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями.
- Что происходит с животными?
Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.
Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.
4. В мире людей.
- Как одеваются люди осенью?
Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.
Одежду мы обозначим таким значком, а зонт - вот таким. Свои картинки положите рядом с животными.
- Что собирают люди осенью?
Осенью люди собирают урожай.
Осенью люди ходят в лес собирать грибы.
Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.
Динамическая пауза
Осень.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).
Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.
Составление рассказа об осени по мнемотаблице.
А теперь я вам предлагаю перемешать картинки и выложить их вот в такой последовательности:
в первую строчку положите те значки, которые относятся к погодным изменениям,
во второй те, что относятся к людям,
в третий в животном мире,
а в четвертый к изменениям в растительном мире.
У каждого из вас получился свой рассказ об осени по таблице.
(1-2 ребенка рассказывают по своей схеме).
Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень» по мнемотаблице.
Итог занятия.
Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?