Носова Ирина Николаевна
Занятия по развитию речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Октябрь
Занятие 1. Чтение немецкой народной песенки "Три веселых братца"
Цель. Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.
Ход занятия
Педагог читает детям песенку "Три веселых братца" (пер. Л. Яхнина, показывает действия, которыми сопровождалась игра веселых братцев.
Публикация «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» размещена в разделах
Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей подражать движениям, о которых в ней говорится. При следующих повторениях текста малыши выполняют движения и договаривают за взрослым некоторые слова и звукосочетания: ник-ник-ник, чик-чик-чик, хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.
Три веселых братца
Гуляли по двору
Три веселых братца
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими -
Чик-чик-чик,
Делали ладошками -
Хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками -
Топ-топ-топ!
Воспитатель приглашает к себе трех мальчиков – трех веселых "братцев". Повторяет песенку, а "братцы" в такт выполняют соответствующие движениям и произносят нужные звукоподражания. Затем педагог приглашает других детей.
Занятие 2. Дидактическая игра "Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх – вниз"
Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их.
Ход занятия
На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.
Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям, педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий :
– Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок "рычит", "отворачивается", проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)
– Поставь матрешку на маленький кубик.
– Посади маленького медведя на большой куб.
– Неваляшку напои чаем из синей чашки.
– Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.
Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: "Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать" и т. п.
Ребенок воспроизводит действие и объясняет: "Я дал миптке меда в синей чашечке". (Выполняется 4–5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас…")
Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: "Вверх – вверх – вверх… Трудно!" и спускается: "Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!" Упражнение повторяется 4–5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.
Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх – вверх – вверх – наверху, вниз – вниз – вниз – и на улице".
Занятие 3. Повторение сказки "Репка". Дидактические упражнения "Кто что ест?", "Скажи "а" "
Цель. Напомнить детям сказку "Репка"; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы.
Ход занятия
"Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?"
По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие игрушки (фигурки из набора для настольного театра). Он расставляет фигурки и предлагает детям вместе закончить сказку: "Мышка за… (кошку). Кошка за… (Жучку)". И так далее.
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: "Сладкая репка! Сладкая!")
"Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: "Очень-очень вкусная репка". Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: "Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!" (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: "Грызи, Жучка, косточку!" Мышке – корочку сыра: "Неси, мышка, сыр мышаткам!" (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: "Дед, бабка и внучка едят сладкую репку"; "Кошка ест колбаску и лакает молоко"; "Собака Жучка грызет косточку"; "Мышка лакомится корочкой сыра".
Воспитатель прячет игрушки и посуду, из которой ели Жучка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла "говорит" : "Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна, – обращается Айболит к воспитателю, – откройте пошире рот и скажите: "А-а-а-а". "А-а-а-а", – произносит воспитатель. Затем педагог (вместе с Айболитом) подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а. "Все здоровы, и все умеют произносить звук а ", – говорит Айболит и прощается с детьми.
Вторую часть этого занятия можно провести иначе. Цель этой части занятия – оживить в памяти детей сказку, заметить несоответствие текста и рисунка.
Выяснив, что дед и бабка сделали с репкой, воспитатель сообщает детям, что покажет им забавную картинку "Дедка за репку" [6] .
Дети рассматривают картинку, радуясь яркому рисунку.
"Здесь все правильно? – интересуется педагог. – Дедка за репку, бабка… Где бабка? ("Нет бабки", – удивляются малыши.)
Посмотрите, может быть художник еще что-то напутал? (Вместо внучки репку тянет внук, нет Жучки. А в хвост кошки вцепился колючий еж.)
Вот какая смешная картинка, путаница-перепутаница. Даже солнышко улыбается, наблюдая, как большущую желтую репку тянут-потянут дед, внук, кошка да еж", – завершает занятие педагог.
Занятие 4. Дидактические игры "Поручения", "Лошадки"
Цель. Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчетливо произносить звук и.
Ход занятия
На столе воспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на верхней ступеньке стоят матрешки. Рядом с лесенкой размещаются две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик.
Воспитатель вызывает ребенка и просит: "Помоги матрешке спуститься с лесенки". (Ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были видны всем.)
Педагог одобряет действия малыша, если они верны, просит детей повторить (показать рукой, как матрешка спускалась со ступеньки на ступеньку: "Вниз – вниз – вниз… и внизу!"
Затем воспитатель предлагает детям следующие задания:
– Помоги матрешке подняться по лесенке. ( Педагог учит детей сопровождать движения матрешки рукой и словами: "Вверх – вверх – вверх… и наверху".)
– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу, умывает ее водой из тазика (воображаемая ситуация) и приговаривает: "Водичка, водичка, умой кукле личико". Вытирает лицо куклы полотенцем.)
– Куклу в розовом платье уложи в люлечку (кроватку) и покачай. ( Дети могут при этом напевать: "Баю-баю-баю-бай!")
– Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на грузовике: "Вперед-назад, вперед-назад". (Дети выполняют задание и проговаривают эти слова.)
Далее задания повторяются. Воспитатель вызывает тех детей, которые еще не научились дослушивать поручение до конца и нуждаются в помощи. Им легче выполнить знакомое действие.
Педагог демонстрирует детям игрушечную лошадку. Объясняет, как кричит лошадка: "И-и-и" (2–3 хоровых повторения).
Воспитатель предлагает поиграть в "заводных лошадок". Он "заводит" ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит: "И-и-и". Если у ребенка что-то не получатся, настаивать не следует, можно сказать детям, что игрушка сломалась.
Занятие 5. Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Спала кошка на крыше"
Первый вариант
Цель. Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания ид.
Ход занятия
Воспитатель читает детям рассказ Л. Н. Толстого. Просит изобразить спящую кошечку. Уточняет, почему птичке не стоит сидеть рядом с кошкой, даже когда она спит.
Педагог читает рассказ еще два раза, поощряя попытки детей проговаривать последнюю фразу: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".
Воспитатель показывает детям ослика (игрушку или картинку). Малыши часто путают ослика с лошадкой, поэтому педагог объясняет: "Ослик меньше лошадки и у него длинные уши. И кричат ослик и лошадка по-разному. Лошадка кричит… (и-и-и, и-го-го, а ослик кричит: "И-a, и-a, и-а".
Воспитатель превращает детей в заводных осликов. Он заводит их "ключиком" и ослики кричат: "Иа-иа".
Второй вариант
Цель. Учить детей рассматривать картину.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку "Спала кошка на крыше" [7]. Педагог выслушивает реплики малышей, не комментируя их.
"Как я поняла, вы не одобряете поведение птички, не так ли? – начинает беседу педагог. – А почему? (Кошка не спит. У нее один глаз открыт. Птичка сидит близко.)
Кошка вам нравится? Какая она? (Очень большая. Полосатая. Выпустила когти. Хитрая.)
Почему встревожены птички, сидящие на дереве? Они во все глаза смотрят на птичку, которая слишком близко подошла к котике". (Они боятся за нее.)
Педагог дважды читает рассказ Л. Н. Толстого, а дети, обращаясь к птичке, проговаривают: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".
Занятие 6. Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Был у Пети и Миши конь"
Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. "Как вы себе представляете этого коня?" – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. "И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?"
Педагог читает рассказ три раза.
Затем воспитатель спрашивает: "Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?" Заслушивает и корректирует ответы детей.
Занятие 7. Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки "Разговоры"
Цель. Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям куклу доктора, напоминает, как Айболит проверял, не болят ли у детей горлышки: "Покажите, как вы открывали рот и произносили: "А-а-а". (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа.)
Далее педагог рассказывает, что когда люди гуляют в лесу, собирают грибы, ягоды, они, чтобы не потеряться, кричат друг другу: "Ау-у". (Хоровые и несколько индивидуальных повторений.)
Воспитатель расставляет елочки, между которыми "ходит" кукла Аленка и собирает грибы.
"Как бы Аленка не заблудилась", – говорит педагог и предлагает покричать: "Ау! Ау!" Малыши зовут Аленку хором и индивидуально. Воспитатель следит за тем, чтобы дети достаточно громко, а главное, слитно произносили звуки (а-а-ау-у-у).
Воспитатель показывает детям игрушечный паровоз, объясняет, как он гудит (у-у-у-у – произносится достаточно громко и протяжно, и просит малышей погудеть.
Педагог организует игру "Позови паровоз".
"У-у-у-у", – гудит ребенок, и паровоз "едет" на этот звук. Если малыш гудит тихо или "песня" получается очень короткой, паровоз может "не услышать" ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть погромче или подольше. К детям, которые не произносят звукосочетание, паровоз, естественно, не приезжает.
Воспитатель читает детям чувашскую песенку "Разговоры" (пер. Л. Яхнина) :
Кукушка кукует:
– Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
– Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:
– Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит
В ночи:
– Угу!
А рыба молчит -
Ни гу-гу.
Педагог повторяет песенку (1–2 раза, побуждая детей проговаривать звукоподражательные слова.
Занятие 8. Рассматривание сюжетных картин
(по выбору воспитателя)
Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.
Рассматривание картины "Спасаем мяч"
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину "Спасаем мяч" (автор серии Е. Батурина). Малыши перечисляют, кто (что) на ней изображен (изображено) : девочка плачет, мяч упал в лужу, мальчик достает мяч и т. п.
Педагог кратко описывает картину. Затем спрашивает: "Почему плачет Таня? (Боится, что утонет мяч, – хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Надо Таню успокоить. Скажите ей: "Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!" (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)
Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч. А что делает девочка с куклой? (Смотрит, как мальчик достает мяч.) Она присела (покажите как) и смотрит".
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель предлагает малышам послушать рассказ о Тане и ее друзьях (он значительно подробнее первого рассказа педагога) : "Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. "Ой!" – испугалась девочка и присела около лужи. "А-а-а! – заплакала Танюшка. – Мяч утонет, утонет в луже!" "Не плачь, не плачь! Я достану мяч", – успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!"
Педагог повторяет рассказ. Дети договаривают выделенные слова.
Не убирая картину, воспитатель читает стихотворение А. Барто "Мячик". Дети активно помогают педагогу читать знакомое стихотворение.
Желающие малыши рассматривают картину самостоятельно.
Рассматривание картины "Возле Большого Пня" [8]
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине "Возле Большого Пня". Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: "Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню.
Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня".
Воспитатель уточняет: "А кто же живет возле Большого Пня?" (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)
"Покажите, – продолжает беседу педагог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.
– Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).
– Доброе утро, птички-синички! – А они: "Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!"
Пчелка зажужжала… белочка зацокала… Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?
Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!"
Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: "Каждый день Малыш ходит гулять к очень доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. "Идет, идет, чив-чив, идет!" – радуются птички-синички. "Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!" – приветствует его зеленая лягушка.
"Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш".
"Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой, любимый Большой Пень! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?"
Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.
Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.