Лариса Молчанова
Занятия по коррекционной ритмике в ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по коррекционной ритмике в условиях ДОУ компенсирующего ви да
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, является формирование психического базиса для полноценного развития личности. Важно сформировать предпосылки мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развитие слуховой, зрительной, моторной функции, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Возникает необходимость в комплексном развитии. Этому способствует коррекционная ритмика.
Публикация «Занятия по коррекционной ритмике в ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Цель коррекционной ритмики – преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышление, память, восприятие, воображение, внимание, ориентирование в пространстве и во времени, развитие сенсорных и моторных функций, развитие мимической мускулатуры, развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, коммуникативных навыков (дружелюбие, уважение и самокритичность).
Решение воспитательных задач способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 20-25 мин.
Хорошие результаты на занятиях коррекционной ритмики достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятия учитывает это требование и включает следующие элементы:
- ритмическая разминка (вв. упражнения);
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;
- упражнения на развитие чувства ритма и темпа;
- упражнения на развитие согласованной речи и движения;
- упражнения на развитие дыхания и голоса;
- упражнения на развитие мимических движений;
- упражнения на развитие творческих способностей, воображения;
- упражнения на развитие, расширение и активизацию словарного запаса, формирование правильного звукопроизношения;
- упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
- игры (подвижные, малоподвижные);
- релаксация.
Особая роль принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, они в свою очередь положительно влияют на развитие мышления, памяти, внимания, временной и пространственной ориентировки, оказывают позитивное влияние на эмоционально-волевую сферу. На занятиях звучит не только ритмическая, стимулирующая движения музыка (марш, галоп, бег, но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами.
На занятиях проводится работа по развитию устной речи: в процессе вербализации игровых ситуаций, в ходе разучивания текстов.
Основной целью вв. упражнений является настрой на занятие, организация детей (вв. ходьба, бег, их чередование, галоп, подскоки). Упражнения ритмической разминки развивают координацию движений рук, ног, формируют осанку, навыки движения в коллективе, развивают ориентирование в пространстве.
Большинству детей с ЗПР свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенное эмоциональное и двигательное беспокойство. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления правильных телодвижений. Если мышцы в достаточной степени расслаблены, то эмоциональное возбуждение ослабевает. Поэтому важное место на занятиях коррекционной ритмики занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус.
Упражнения на внимание развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия.
Упражнения на развитие дыхания вырабатывают правильное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выходе.
Упражнения на развитие согласованной речи и движений формируют навык скоординированных движений, разнородных по направлению, скорости, напряжению. Эти упражнения бывают как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Важное место на занятиях коррекционной ритмики занимают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов.
Их цель – привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают при движениях, научить управлять этими движениями. Также в коррекционную ритмику включаются упражнения для восстановления и развития мимических движений.
Подвижные игры характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются различные формы передвижения. Детям с ЗПР рекомендуется позволять игры с умеренной психофизической нагрузкой под ритмичную и негромкую музыку в среднем темпе.
Также в занятие коррекционной ритмики включаются элементы психогимнастики, пантомимы.
И последний этап коррекционной ритмики – релаксация под тихую, спокойную музыку, расслабление всех групп мышц.
Окончание – положительная эмоциональная оценка работы детей.
При проведении занятий происходит тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.