светлана зубарева
Занятия-опыты «Что нужно растениям для роста» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие -опыты в средней группе «Что нужно растениям для роста»
Цель:на примере опытов закрепить знания детей о факторах, влияющих на рост растений.
Опыт №1
Ход занятия:
В гости приходит бабушка
-Ох-ох-ох, что то у меня на лугу трава плохо растет. Чем я буду свою коровушку зимой кормить! У других вон какая трава, а у меня редкая и низкая. Что же делать? Повадились ребятишки по моему покосу бегать, прыгать, в траве кувыркаться. Я на них и кричала, и ругала их, и палкой грозила, а им все нипочем.
Публикация «Занятия-опыты „Что нужно растениям для роста“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
-Бабушка, а зачем ты на них кричишь? Ты им объясни, почему нельзя там играть. Они все поймут и будут беречь травку.
-Да я не знаю как им объяснить. Говорю, нельзя и все. А они не слушают.
-Бабушка, тогда садись вместе с ребятами и внимательно слушай. Я сейчас все объясню тебе и ребятам и даже покажу.
Все садятся на стулья.
-Ребята, вы когда идете летом по тропинке, земля там какая мягкая или твердая?
-Твердая.
-А на огороде, цветнике?
-Мягкая.
-А кто знает, почему земля разная по плотности?
-По тропинке ходит много людей, животных, они утаптывают землю.
-Правильно. Земля втаптывается и из нее уходит воздух. Земля становиться плотной. А растения могут без воздуха расти?
-Нет.
-Посмотрите: у меня два контейнера с разной почвой. Одна взята на тропинке, другая на огороде. Как вы думаете, в каком контейнере земля с тропинки?
-В красном.
-А почему вы так думаете?
-Она твердая, похожа не камень.
-Правильно. Но может, мы ошибаемся и там есть воздух? Давайте проверим. У меня два стакана с водой. В первый стакан я брошу кусочек земли с тропинки. Что мы видим?
-Он медленно опустился на дно.
--Во второй стакан брошу кусочек земли с огорода. Что происходит?
-Он опускается и идут пузырьки.
-Правильно. Из земли выходит воздух. А в первом стакане были пузыри?
-Нет.
-Значит, что мы можем сказать? Там есть воздух?
-Нет.
-А во втором стакане есть воздух в земле?
-Да.
-А почему вы так думаете?
-Воздух выходил пузырьками.
-Без воздуха у нас могут расти растения?
-Нет.
-Так почему у бабушки на лугу трава плохо растет?
-Ребята втаптывают землю, вытаптывают воздух.
-Правильно. Бабушка, теперь ты сможешь объяснить детям почему нельзя играть на покосе, а не ругать их и не грозить палкой?
-Конечно смогу. И не только объяснить, но и показать. Спасибо вам, ребята. За то что вы мне помогли, я угощу вас молоком от своей коровушки. (Отдает кувшин с молоком)
-Бабушка, а мы твоей коровушки тоже хотим сделать подарок, подарить ей большой цветущий луг.
Коллективная аппликация «Цветущий луг»
Бабушка прощается с детьми и обещает еще придти в гости, если ей понадобиться помощь ребят.
Опыт №2
В группу заходит бабушка с ящичками рассады в руках (капуста, помидоры)
-Здравствуйте, ребята.
-Здравствуй бабушка. А что это у тебя в руках?
-А это капуста и помидоры, вот потеплеет и я пересажу их на грядки в огород. Да мы с внучкой вместе сажали. Одинаковые семена покупали, ящички. Интересно какая у нее выросла рассада?
Заходит грустная внучка. В руках у нее такие же ящички с рассадой, но выращенные в темноте.
-Бабушка, посмотри какая у меня плохая рассада, тонкая. Что же я на грядки сажать буду?
-Ох, беда, беда. Плохой будет урожай с такой рассады. А почему у тебя так получилось? Семена, земля и даже ящички были одинаковые, а выросла рассада плохая. Дети как вы думаете почему?
Предположения ребят. (не знаем)
-А хотите узнать? Давайте разбираться. Что нужно растениям, чтоб они росли?
-Земля.
Бабушка достает землю.
-Вода.
-Внученька, ты ее поливала?
Да.
Ребята, а как проверить что земля влажная.
-Она темная и не рассыпается.
Что еще нужно растениям для роста?
-Воздух.
-Как вы думаете, растениям хватало воздуха? Как узнаем?
-Хватало. Земля рыхлая.
-Земля, воздух, вода – этого достаточно для роста?
-Еще солнышко нужно.
-Правильно. Моя рассада стояла на подоконнике, ее обогревали солнечные лучи. А твоя где, внученька?
-А моя в шкафу. Я ее спрятала, чтоб никто не видел. Хотела потом перед тобой похвастаться.
-Ребята, так почему у внученьки моей плохая рассада, тонкая, некрепкая?
-Она в темноте стояла, на нее солнышко не светило.
-Правильно. Внученька, давай твои ящички поставим на солнышко, рассада и окрепнет.
Ребята, я предлагаю зарисовать рассаду, выращенную на окошке и в шкафу. (На листе бумаги приклеены ящики, разделенные на две половинки. Справа рисуют рассаду, выращенную на подоконнике, слева в темноте.) Так же ребята продолжают наблюдать, как изменяется рассада на свету.
Опыт №3
В гости заходит бабушка с комнатным цветком.
-Здравствуйте, ребята. Я шла к вам в гости и увидела на подоконнике вот этот цветок. Как он называется?
-Бальзамин.
-А почему он у вас такой некрасивый? Может с ним что случилось? Как вы думаете?
Давайте разберемся, почему цветок опустил листочки. Что ему не хватает? Что нужно растениям, чтоб они росли?
- Вода, воздух, свет.
-Так, этот цветок стоял на подоконнике, на него светило солнце. Вот так (ставит цветок на подоконник). Ребята, значит света ему хватало?
-Да.
-Может ему не хватало воздуха? Давайте проверим. Как мы это сделаем?
- Потрогаем землю.
-Земля мягкая, не плотная, значит воздух проходит. Земля сухая.
-А как вы определили?
-Она светлая и рассыпается.
-Значит ему не хватает воды? Как помочь бальзамину?
-Его надо полить.
Ребята поливают цветок.
-Интересно поможет вода или нет? Оживет наш цветок? А давайте зарисуем какой бальзамин сейчас.
Физминутка.
А вы хотите посмотреть, как вода движется по растению?
-Да.
-Тогда садитесь и я вам покажу что-то интересное. У меня 3 стакана с водой, я закрашу воду разными цветами: красный, синий, зеленый. А теперь опустим туда по листочку капусты и посмотрим, что с ними произойдет через некоторое время. А сейчас давайте посмотрим наш бальзамин. Он изменился?
- Да. Листочки стали подниматься и расправляться.
-Давайте на второй половине листа нарисуем каким он стал.
-А теперь посмотрим на листья капусты. Что мы видим?
-Листья начали окрашиваться.
-Правильно. Вода стала по ситовидным клеткам и сосудам подниматься снизу вверх.
-Ой, ребята, меня же дома внучка ждет, я обещала с ней погулять. Да и вы, наверное гулять хотите? Пойдемте на улицу, а после прогулки еще посмотрим на наши растения.