Лилия Силкина
Занятия квиллингом в логопедической группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия квиллингом
в логопедической группе детского сада.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мышц руки, ручных умений. Работая руками, мы воздействуем на все внутренние органы человека, поскольку на руке находятся биологически активные точки нашего организма. На основе современных исследований специалисты по умелости детских рук делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Темочки:
- Аппликации в технике квиллинг
- Квиллинг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Воспитывая детей с общим недоразвитием речи, мы на практике убеждаемся в том, что уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У наших воспитанников помимо системных нарушений речевой сферы проявляется задержка в развитии координации, динамики, амплитуды, силы, ритмичности, переключаемости движений пальцев рук.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, - писал в свое время В. А. Сухомлинский. - Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В логопедической группе детского сада работе по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук уделяется особое внимание:
ежедневное выполнение «пальчиковой гимнастики»;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
рисование карандашами, фломастерами, красками, мелками;
собирание пазлов, выкладывание мозаики;
постройки из мелкого строительного материала, лего;
упражнения со шнурками, с тесьмой, с резинками;
лепка поделок из глины, теста или пластилина;
игры с сыпучими материалами (с крупами, с пуговицами, с песком);
изготовление поделок из природных материалов, из бумаги, из картона, из пленки, из ткани - все это и многое другое входит в круг повседневных занятий наших воспитанников.
Еще одной важной проблемой в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, является необходимость коррекции отклонений в эмоционально-волевой сфере. Всем нашим воспитанникам в разной степени присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Регулярные занятия квиллингом с воспитанниками логопедической группы оказывает благотворное влияние и на моторную, и на речевую, и на эмоционально-волевую сферы, активизируя тем самым механизмы самокоррекции и способствуя преодолению речевых патологий детей. Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма. Даже создание простейших поделок требует постоянного внимания, заставляют думать, позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения, стимулирует развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитывает трудолюбие, вызывает интерес к практической деятельности, дарит радость созидания и открытия для себя что-то нового. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Тематика занятий по обучению детей технологии квиллинга строится с учетом интересов воспитанников, при этом каждому из них предоставляется возможность самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать процесс: дифференцировано подходить к выбору заданий по степени сложности. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Всё это дает возможность предотвратить возникновение у детей чувства страха перед трудностями, приобщить их к созидательной, творческой деятельности.
Квиллинг (бумагоскручивание) является своеобразным самодельным конструктором - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времен. А для того, чтобы каждая минута использовалась с наибольшей пользой для воспитанников логопедической группы, сам процесс работы мы превратили в синтез логотренинга с рукоделием.
Дети скручивают детали поделок в заданной воспитателем ритме (/ / ///, /// // // и т. п., учатся произвольно регулировать темп и амплитуду своих движений, выполняют работу разными пальцами или с последовательной сменой пальцев правой и левой руки. Работа с бумагой разной плотности, а также изготовление тугих или слабо скрученных деталей позволяет научить маленьких мастеров произвольно управлять силой движений. Свои действия дети сопровождают произнесением изолированных корригируемых звуков (С С ссС, ссС сС сС и т. л.) или звукосочетаний с ними (Шка – шко – шку и т. п., а также логопедическими речевками, чистоговорками, скороговорками. Вот лишь несколько примеров:
Упражнение на развитие навыков Автоматизация навыков произвольной регуляции динамики: произношения звука Р:
Очень вяло, еле – еле Крутим – вертим, Мы крутили, мы вертели. Крутим – вертим, (Движения медленные, голос тихий) Мы стараемся, поверьте. А теперь чуть – чуть скорей - Крутим – вертим, Сразу стало веселей. Крутим – вертим… (Ускорение движений и усиление голоса) Вышло правильно? Проверьте. Быстро – быстро закрутили, Словно двигатель включили. Автоматизация навыков (Максимально быстро и громко) произношения звука Л: Пальцы стали уставать, Кто – то начал отставать. Ло – лу – ла. Ло – лу – ла. (Постепенное замедление и затихание) Я полоску завила. Мы движенье замедляем… Ол – ул – ил. Ол – ул – ил. Тише… Тише… отдыхаем Я полосочку завил
Даже самые примитивные поделки изготовленные детьми находят самое широкое практическое применение на занятиях и в игровой деятельности:
Плотно скрученные кружочки двух цветов становятся шашками, а такие любимые детьми шашечные игры, как «Уголки» или «Вышибалы» способствуют развитию целенаправленности и точности их движений.
Кружочки синего, красного и зеленого цвета незаменимы в звуковом моделировании на занятиях по обучению грамоте.
Простейшие модели используются в качестве счетного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Выполненные в технике квиллинга бабочки, снежинки и осенние листочки служат пособием по развитию дыхательной струи на логопедических занятиях.
Ни один праздник не обходится у нас без открыток, сувениров или интерьерных украшений выполненных в этой технике.
Дети с удовольствием и на удивление творчески используют даже самые простые плотно скрученные кружочки в своих сюжетно-ролевых играх (то это «денежки» при игре «Магазин», то «тарелочки» при игре в «Дом», то «таблетки» при игре в «Больницу» и т. п.).
А главной нашей гордостью является созданный совместными усилиями детей, родителей и педагогов настольный театр, в котором всё : от персонажей до декораций выполнено в технике квиллинга. Сценарии небольших театральных постановок по мотивам американской сказки «Эртиль – король черепах», немецкой сказки «Три бабочки», венгерской сказки «Два жадных медвежонка», болгарской сказки «Заяц и черепахи», а также по мотивам самых разных русских народных сказок адаптированы для решения конкретных коррекционных задач, таких как автоматизация навыков произношения того или иного звука, развитие просодики и т. д.
Выступления перед родителями, перед гостями и детьми из других групп детского сада, позволяют нашим воспитанникам продемонстрировать не только приобретенные в процессе коррекционного обучения речевые навыки, но и творении своих умелых рук.