Кучева Александра Александровна
Конспект ОД в старшей группе «Загадки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие) : «Загадки природы»
Возрастная группа : старшая
Форма НОД: путешествие по карте, познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (подгрупповая, групповая, индивидуальная, парная)
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Загадки природы“» размещена в разделах
Учебно-методический комплект: Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Средства:
Наглядные: презентация, «Уральский лес», «Обитатели реки», «Лес после пожара», «Загрязненные водоемы», Карта окрестности села Новоалексеевское, набор предметных картинок «Что необходимо в путешествии?» (компас, инструменты, посуда, аптечка и т. п., напоминающие знаки (для обозначения на карте мест где происходит проблема, вырезки-метки (животные, растения,люди), искусственный загрязненный водоем, оборудование для «очистки» водоема, пластилин, макеты деревьев, фильтры, лейка с водой.
Мультимедийные: проектор, экран.
литературные
музыкальные: музыка «Звуки природы»
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные:
Обобщение представлений детей о типичных экосистемах (лес, водоем)
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к исчезновению других организмов
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, правильное отношение к экосистемам и поведению в них, стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Образовательные:
Систематизировать знания детей о взаимодействии живого и неживого в природе.
Развивающие:
Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи обобщать, в процессе наблюдения.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую грамотность (бережное и любовное отношение к природе)
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Приветствие
Выбор пункта назначения
Ребята!
Поздороваемся и улыбнёмся!. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям!
В: Ребята, что это? Что обозначено на карте? А знаете ли вы, что на карте обозначают голубым, зеленым, цветами?
В: Вы слышите тревожный сигнал? а что это за значки? В каких случаях подают сигнал «СОС»?
В каких природных зонах случилась беда? Как можно это определить?
Устанавливает контакт с детьми. Улыбается.
Стимулирует интерес.
вовлекает в совместную деятельность
Показывает карту
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления;
включает запись сигнала. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей;
Предоставляет возможность детям обсудить
Устанавливают контакт с педагогом. Улыбаются в ответ.
Наблюдают за действием воспитателя
Выражают собственные мысли;
Выстраивают полный ответ, предложение;
Рассматривают карту
Проявляют сопереживание. Сотрудничество, нацеленность.
Появление у детей заинтересованности,
познавательного интереса.
Называют объекты на карте: детский сад, лес, речка
Вывод детей о том, что кто-то, где-то терпит бедствие.
Выясняют по условным знакам на карте, что сигналы поступают из леса и водоема.
Выбор транспортного средства передвижения
Определение маршрута по карте, прокладывание его цветными маркерами на карте В: А на каком транспорте мы можем оправиться в лес, или к водоему, откуда поступает сигнал СОС?
В: К какому пункту оправимся сначала? А потом? Как можно это определить? Как настоящие путешественники, обозначим маршрут на карте. Выслушивает варианты детей
Организует групповую работу детей у карты. Предлагает маркеры 3 цветов для 3 команд для обозначения маршрута на карте Придумывают свой вид транспортного средства, выбирают лучший
Проявляют изобретательность.
Работают с картой
Намечают маршрут
Решают поставленную задачу,
Выполняют по инструкции взрослого,
Приходят к единому мнению, конструктивному решению
Выполнение задания
Расстановка ориентиров маршрута на карте при помощи специальных символов
Высказывание предположений о том, что и кто может встретится в пути, данной местности, что дети знают о пункте назначения
В: Как мы определили, где случилась беда?
Для кого лес является домом, а речка?
Как можно узнать, что произошло,
можем ли мы помочь им?
Что и Кто нам может встретиться в пути?
В: Наше путешествие может быть трудным и опасным, что нужно сделать, прежде чем оправляться? Предлагаю подумать, что нам понадобится в дороге?
Д/и «Что возьмем с собой в поход»
Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели путешествия. Демонстрация слайдов
Предлагает наглядный материал (карточки)
Выслушивает варианты детей
Выясняют по условным знакам на карте, что сигналы поступают из леса и водоема.
Рассказывают о лесе, водоеме
Формирование цели путешествия
Перечисляют предметы, которые могут пригодиться в походе
Вывод детей о том, что кто-то, где-то терпит бедствие
Обозначена цель путешествия.
«Помощь терпящим бедствие в разных уголках земли»
Приходят к единому мнению, конструктивному решению
Само путешествие. В: Мы с вами хорошо подготовились, пора отправляться в путешествие!
Займем места и отправимся.
Остановка № 1 Лес
В: Ребята, послушайте, как плачет наш лес!
Как вы думаете, что здесь произошло.
Почему это могло случиться?
Использует наглядные, информационные средства, (демонстрация слайдов «лес после пожара»)
эмоционально, включает в слушание
Инициирует общее обсуждение, задает вопросы стимулирующие процесс мышления. «Садятся» в свое транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки.
Выражают собственные чувства, строят полный ответ, выстраивают логическую цепочку.
Приходят к выводу что гибель растений приводит к гибели животных, т. к нечем питаться, негде жить, воздух становится бедным, происходит нехватка кислорода.
В: Я предлагаю Вам сделать первый шаг для возрождения леса, у нас есть посадочный материал - семена трав, кустарников. Выберите то, что вы хотите посадить.
В какой последовательности будете работать?
-Для возрождения леса нужно очень много времени, мы положим для этого начало. Что можно сделать для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения в лесу?
-Напоминающие знаки
В: А нам с вами пора двигаться дальше, ведь у нас есть еще один уголок природы, который требует помощи.
Остановка № 2 Речка
В: Посмотрите на этот водоем?
-Посмотрите, сколько грязи в воде?
-Как думаете, кто-нибудь из живых организмов сможет выжить в такой воде?
-Раньше в этой речке водилось много разной рыбы, но теперь она вся куда-то исчезла. Что же случилось?
В: А как вы считаете, человек пострадал как то от загрязнения водоема?
-И как же можно исправить эту ситуацию?
- Мы очистим водоем от мусора.
- Посадим «живую», зеленую изгородь вокруг водоема, чтобы укрепить почву берегов, а так же сохранить жизнь насекомым, птицам и мелким животным,
- Очистим воду через фильтры, чтобы она была пригодна для использования человеком. Сравним очищенную и неочищенную воду. Что вы заметили?
Организует на самостоятельную деятельность и проявление инициативы.
(демонстрация слайдов «загрязненная река»)
Проявление своего отношения к фактам.
Вовлекает в рассуждение
Выслушивание вариантов предложенных детьми.
Наводящие вопросы к цели опыта.
Проводит опыт с объяснением.
Вовлекает в совместную деятельность
Контролирует и направляет детей, объяснение совместных действий.
Садят семена трав, кустарников, деревьев в емкость с землей.
Высказывают предположения
Подбирают и устанавливают знаки в новом лесу: «Береги лес от пожара»
«Не разжигай костров у деревьев»
«Уходя из леса - потуши костер»
Садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки
Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку
Приходят к выводу что из-за загрязнений погибли животные и растения в реке.
Воду нельзя употребить в пищу, купаться в ней.
Рассказы из личного опыта.
Ищут пути решения, приходят к единому мнению (посадить защитные лесопосадки, построить очистные сооружения)
Выполняют задание в соответствии с инструкцией.
(изготавливают защитные валики из пластилина и втыкают макеты-«деревья»,
На водоем устанавливают защитный фильтр (очистные сооружения)
Подбирают и устанавливают знаки у очищенного водоема
«Не бросай мусор в воду», Не рви водные растения», «Не мой машины в реке» Дети выстраивают логические цепочки возрождения леса.
Проявление самостоятельности, активности.
Сопереживания, ответственности за свои поступки.
.
Проявление самостоятельности,
Желания к экспериментированию, любознательности и интереса, чтобы узнать конечный результат.
Заполнение участков контурной карты линиями пройденных маршрутов Возвращение домой
В. : наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться
У вас есть незаполненные карты, на которых отображены те места, где мы побывали? Отметим эти места и наш маршрут? Как мы это сделаем?
А на общей карте предлагаю обозначить, кто встретился нам на пути и где.
Поощрение к ответам, рассуждениям.
Предлагаются различные вырезки животных и растений Работают с индивидуальными картами
Работают по командам с общей картой Умение сравнивать, делать выводы над проделанной работой,
Переход к подведению итогов.
Подведение итогов, проверка предположений, что узнали нового. В: Ребята, вам понравилось наше с вами сегодняшнее путешествие?
Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли?
Что нового вы узнали сегодня?
А что бы вы хотели узнать еще?
В: В дальнейшем мы с вами зарисуем свои впечатления и разместим их в «Журнале путевых заметок» Поощрение к ответам, рассуждениям.
Нацеливание на дальнейшую продуктивную деятельность по теме.. Рассуждают о полученных результатах.
Делают выводы, анализируют деятельность,
Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями
Проявление к способности анализировать, обобщать, стремление делать хорошие поступки по отношению ко всему живому
Планирование дальнейшей деятельности.