Ирина Ильичева
Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста «Приёмы развития понимания переносного значения слова»
▼ Скачать +Заказ
Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.
Задачи:
1. Помочь ребенку увидеть общий смысл переносного значения слова.
2. Формировать интерес к переносному значению слова через задания на восприятие, осмысление и запоминание информации.
3. Обратить внимание на содержание переносного значения слова.
4. Научить использовать слова с переносным значением в речи.
5. Закрепить в активной речи использование антонимов.
Публикация «Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста „Приёмы развития понимания переносного значения слова“» размещена в разделах
6. Повторить построение предложений с предлогом «у».
1. Воспитатель : «Зарядка для ума». Подберите противоположные слова и закончите фразу.
- Скамейка жесткая, а подушка ….(мягкая).
- Камень твердый, а пластилин ….(мягкий).
- Река (глубокая, а ручей ….(мелкий).
- Ягоды клубники крупные, а ягоды смородины ….(мелкие).
- Суп жидкий, а каша ….(густая).
- Молодой лес редкий, а старый лес. (густой).
- В солнечную погоду земля сухая, а после дождя земля ….(сырая).
- В супе картофель вареный, а покупаем картофель ….(сырой).
- Старый хлеб черствый, а покупаем хлеб…. (свежий).
- В банках огурцы соленые, а с грядок срываем…. (свежие).
Логопед: Ребята, вы обратили внимание? Словом «свежий» мы называли хлеб, огурцы. Словом «густой» мы назвали кашу, лес. Одним словом мы сравнили разные предметы.
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать предметы и объяснять их значения.
О каком времени года эта загадка?
Все деревья пожелтели
Кроме пышных сосен,
Птицы на юг полетели,
Наступила …. (Осень)
По каким признакам вы отгадали загадку?
Дети: Осенью деревья становятся желтыми, птицы улетают на юг.
Логопед: А теперь я загадаю другую загадку.
Кружат золотые метели,
Лес с себя одежду сбросил.
Реже стали птичьи трели,
Птицы к югу полетели.
Под дождем гуляет …. (осень)
Логопед: - Какая из этих загадок вам понравилась больше?
(Слайд 2) - Давайте посмотрим на экран и выберем картинку, которая подходит к строске «кружат золотые метели». Что автор имел в виду?
Дети: Листья.
(Слайд 3) Логопед: Какая картинка подходит к строчке «лес с себя одежду сбросил»?
Дети: Листья – это одежда для деревьев, осенью листья опадают.
(Слайд 4) Логопед: Птичьи трели. Слово трель в музыке обозначает дрожжащий звук, который получается от быстрого повторения двух соседних нот. (Пример записи звука)
И у птиц голоса быстро и часто повторяются, поэтому автор назвал «птичьи трели». (Запись птичьих голосов)
(Слайд 5) Логопед: Что обозначает выражение «гуляет осень»? У нее ведь нет ног!
Дети: Значит, произошли изменения в природе, которые происходят осенью.
Физкультминутка «Вечером»
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)
Брат ее мальчик Иван (Приседания.)
Тоже разбил. стакан! (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель : Дети, что разбила Мила? А что разбил Иван? Вот так, одним словом автор сравнил разные действия!
(Слайд 6) Воспитатель : А сейчас, давайте поговорим о слове «золотой».
(Показывает картинку золотое кольцо)
Посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети: Кольцо.
Воспитатель : Оно сделано из золота. Значит, какое это кольцо?
Дети: Это золотое кольцо.
(Слайд 7) Воспитатель : А теперь поговорим, что еще мы можем назвать золотым.
(На экране картина И. Левитана «Золотая осень»)
«Золотой осенью» мы называем очень раннюю осень, когда стоит сухая и солнечная погода, а листья осенью желтые, как золото.
Ребенок: Много на дорожках листьев золотых
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставили посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла!
(Слайд 8) Воспитатель : Что обозначает выражение «золотая голова»?
Дети: Умный человек, ценный.
(Слайд 9) Воспитатель : Вы убедились, что одним словом «золотой», мы можем сравнить разные предметы.
У детей на столах золотого цвета картон, кусочки ваты, сосновые хвоинки.
Логопед: Перед вами кусочек картона золотого цвета. Что еще может быть золотым?
Ответы детей.
Логопед: У кого из персонажей золотые руки? (Золушка, папа Карло, Кощей Бессмертный)
Дети: Золотые руки у Золушки. Золотые руки у папы Карло.
Логопед: Ребята, потрогайте кусочек ваты. Какая она на ощупь?
Дети: Вата мягкая.
Логопед: Что еще может быть мягким?
Ответы детей.
Логопед: А еще может быть мягкий характер. Объясните это выражение.
Дети: Хороший характер, добрый человек.
(На экране сказочные персонажи)
Логопед: У каких сказочных героев мягкий характер? (Снежная королева, Кот Леопольд)
Дети: Мягкий характер у кота Леопольда.
Логопед: Потрогайте хвоинку, какая она?
Дети: Хвоинка острая.
Логопед: Что еще может быть острым?
Ответы детей.
Логопед: А еще может быть острый ум. Объясните это выражение.
Дети: Человек, который все быстро понимает.
Логопед: У каких героев сказок острый ум? (Кот в сапогах, Винипух)
Дети: Острый ум у Кота в сапогах.
Воспитатель : Дети, вы молодцы! Вы очень старались и дали много правильных ответов. Посмотрите, И. Е. и гости, как от таких слов дети светятся от счастья! А что значит выражение «светятся от счастья»?
Дети: Это значит, мы очень рады.
Воспитатель : Наше занятие подошло к концу. Чему вы сегодня научились?
Дети: Мы научились сравнивать предметы и объяснять их значения.