МААМ-картинки

Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста «Приёмы развития понимания переносного значения слова»

Ирина Ильичева
Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста «Приёмы развития понимания переносного значения слова»
▼ Скачать +Заказ

Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Задачи:

1. Помочь ребенку увидеть общий смысл переносного значения слова.

2. Формировать интерес к переносному значению слова через задания на восприятие, осмысление и запоминание информации.

3. Обратить внимание на содержание переносного значения слова.

4. Научить использовать слова с переносным значением в речи.

5. Закрепить в активной речи использование антонимов.

Публикация «Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста „Приёмы развития понимания переносного значения слова“» размещена в разделах

6. Повторить построение предложений с предлогом «у».

1. Воспитатель : «Зарядка для ума». Подберите противоположные слова и закончите фразу.

- Скамейка жесткая, а подушка ….(мягкая).

- Камень твердый, а пластилин ….(мягкий).

- Река (глубокая, а ручей ….(мелкий).

- Ягоды клубники крупные, а ягоды смородины ….(мелкие).

- Суп жидкий, а каша ….(густая).

- Молодой лес редкий, а старый лес. (густой).

- В солнечную погоду земля сухая, а после дождя земля ….(сырая).

- В супе картофель вареный, а покупаем картофель ….(сырой).

- Старый хлеб черствый, а покупаем хлеб…. (свежий).

- В банках огурцы соленые, а с грядок срываем…. (свежие).

Логопед: Ребята, вы обратили внимание? Словом «свежий» мы называли хлеб, огурцы. Словом «густой» мы назвали кашу, лес. Одним словом мы сравнили разные предметы.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать предметы и объяснять их значения.

О каком времени года эта загадка?

Все деревья пожелтели

Кроме пышных сосен,

Птицы на юг полетели,

Наступила …. (Осень)

По каким признакам вы отгадали загадку?

Дети: Осенью деревья становятся желтыми, птицы улетают на юг.

Логопед: А теперь я загадаю другую загадку.

Кружат золотые метели,

Лес с себя одежду сбросил.

Реже стали птичьи трели,

Птицы к югу полетели.

Под дождем гуляет …. (осень)

Логопед: - Какая из этих загадок вам понравилась больше?

(Слайд 2) - Давайте посмотрим на экран и выберем картинку, которая подходит к строске «кружат золотые метели». Что автор имел в виду?

Дети: Листья.

(Слайд 3) Логопед: Какая картинка подходит к строчке «лес с себя одежду сбросил»?

Дети: Листья – это одежда для деревьев, осенью листья опадают.

(Слайд 4) Логопед: Птичьи трели. Слово трель в музыке обозначает дрожжащий звук, который получается от быстрого повторения двух соседних нот. (Пример записи звука)

И у птиц голоса быстро и часто повторяются, поэтому автор назвал «птичьи трели». (Запись птичьих голосов)

(Слайд 5) Логопед: Что обозначает выражение «гуляет осень»? У нее ведь нет ног!

Дети: Значит, произошли изменения в природе, которые происходят осенью.

Физкультминутка «Вечером»

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил. стакан! (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель : Дети, что разбила Мила? А что разбил Иван? Вот так, одним словом автор сравнил разные действия!

(Слайд 6) Воспитатель : А сейчас, давайте поговорим о слове «золотой».

(Показывает картинку золотое кольцо)

Посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Кольцо.

Воспитатель : Оно сделано из золота. Значит, какое это кольцо?

Дети: Это золотое кольцо.

(Слайд 7) Воспитатель : А теперь поговорим, что еще мы можем назвать золотым.

(На экране картина И. Левитана «Золотая осень»)

«Золотой осенью» мы называем очень раннюю осень, когда стоит сухая и солнечная погода, а листья осенью желтые, как золото.

Ребенок: Много на дорожках листьев золотых

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставили посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла!

(Слайд 8) Воспитатель : Что обозначает выражение «золотая голова»?

Дети: Умный человек, ценный.

(Слайд 9) Воспитатель : Вы убедились, что одним словом «золотой», мы можем сравнить разные предметы.

У детей на столах золотого цвета картон, кусочки ваты, сосновые хвоинки.

Логопед: Перед вами кусочек картона золотого цвета. Что еще может быть золотым?

Ответы детей.

Логопед: У кого из персонажей золотые руки? (Золушка, папа Карло, Кощей Бессмертный)

Дети: Золотые руки у Золушки. Золотые руки у папы Карло.

Логопед: Ребята, потрогайте кусочек ваты. Какая она на ощупь?

Дети: Вата мягкая.

Логопед: Что еще может быть мягким?

Ответы детей.

Логопед: А еще может быть мягкий характер. Объясните это выражение.

Дети: Хороший характер, добрый человек.

(На экране сказочные персонажи)

Логопед: У каких сказочных героев мягкий характер? (Снежная королева, Кот Леопольд)

Дети: Мягкий характер у кота Леопольда.

Логопед: Потрогайте хвоинку, какая она?

Дети: Хвоинка острая.

Логопед: Что еще может быть острым?

Ответы детей.

Логопед: А еще может быть острый ум. Объясните это выражение.

Дети: Человек, который все быстро понимает.

Логопед: У каких героев сказок острый ум? (Кот в сапогах, Винипух)

Дети: Острый ум у Кота в сапогах.

Воспитатель : Дети, вы молодцы! Вы очень старались и дали много правильных ответов. Посмотрите, И. Е. и гости, как от таких слов дети светятся от счастья! А что значит выражение «светятся от счастья»?

Дети: Это значит, мы очень рады.

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу. Чему вы сегодня научились?

Дети: Мы научились сравнивать предметы и объяснять их значения.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов»Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов» Задачи: Развивать лексико-грамматическую стороны речи,дыхание и голос, общую моторику; Добиваться синхронизации движений пальцев рук и.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография)Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография) Цель: Оказание комплексной коррекционной помощи, стимулирующей познавательное, личностное и речевое развитие, с использованием элементов.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста «Приёмы развития понимания переносного значения слова»
Опубликовано: 11 января 2023 в 16:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего возраста «Приёмы развития понимания переносного значения слова»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ильичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД