Получи документы

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Жаннат Папанова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Жаннат Папанова

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Цели:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах

1. Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

3. Формировать представления о круговороте воды в природе.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде и её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».

3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки».

4. Чтение художественной литературы.

5. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.

6. Прослушивание музыкальных произведений. А Филипенко «Дождик»,Н. Кувшинникова «Гроза».

7. Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег».

Материал для занятий :

1. Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.

2. Блюдце.

3. Чайные ложки.

4. Стакан с молоком и с водой.

5. Гвоздь.

6. Гуашь, кисти.

7. Два листа бумаги.

8. Фломастеры.

9. Пластмассовый стакан со льдом.

10. Стекла небольшого размера.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришёл Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Дети: Да.

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите,пожалуйста.

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели.

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без (воды).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

-Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто,ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? (ответы детей) .

- А сегодня я хочу,чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей)Правильно песок, вода, глина, лёд и т. д. - это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Опыт 1

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него до самого края. Что вы видите? (ответы детей).

Вода принимает форму сосуда, в которой находится. Вода – это жидкость.

Незнайка. Я знаю ещё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель. Прав ли Незнайка? (ответы детей)

- Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком,что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим какого цвета вода.

Незнайка. Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

Опыт 2

- у вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветок. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (ответы детей).

Незнайка. А я знаю ещё одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель : Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появится осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

Опыт 3

- В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздик станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами говорили о озере Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (ответы детей).

Физкультминутка

«Над водой летят стрижи»

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

Под водой плывут ерши, (присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью,плавные движения туловища.)

Незнайка. Ребята,послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды- она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нём вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка. А можно это облачко потрогать?

Воспитатель. Дети, как вы думаете можно или нет?

(ответы детей).

- Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром, даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман? Правильно туман – это когда днём было жарко и земля нагрелась, а вечером похолодало и земля стала остывать и от земли пошло испарение, т. е. капельки воды.

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдёт с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар- вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомнить опыт с цветами? (ответы детей)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается вверх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Вывод: каждый день солнце нагревает воздух в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Воспитатель: Ты всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Ну, ни чего Незнайка на следующем занятии мы ещё проведём несколько опытов, и тогда ты точно всё запомнишь.

Жаннат Папанова

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

3. Формировать представления о круговороте воды в природе.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде и её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».

3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки».

4. Чтение художественной литературы.

5. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.

6. Прослушивание музыкальных произведений. А Филипенко «Дождик»,Н. Кувшинникова «Гроза».

7. Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег».

Материал для занятий :

1. Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.

2. Блюдце.

3. Чайные ложки.

4. Стакан с молоком и с водой.

5. Гвоздь.

6. Гуашь, кисти.

7. Два листа бумаги.

8. Фломастеры.

9. Пластмассовый стакан со льдом.

10. Стекла небольшого размера.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришёл Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Дети: Да.

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите,пожалуйста.

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели.

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без (воды).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

-Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто,ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? (ответы детей) .

- А сегодня я хочу,чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей)Правильно песок, вода, глина, лёд и т. д. - это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Опыт 1

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него до самого края. Что вы видите? (ответы детей).

Вода принимает форму сосуда, в которой находится. Вода – это жидкость.

Незнайка. Я знаю ещё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель. Прав ли Незнайка? (ответы детей)

- Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком,что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим какого цвета вода.

Незнайка. Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

Опыт 2

- у вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветок. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (ответы детей).

Незнайка. А я знаю ещё одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель : Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появится осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

Опыт 3

- В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздик станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами говорили о озере Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (ответы детей).

Физкультминутка

«Над водой летят стрижи»

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

Под водой плывут ерши, (присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью,плавные движения туловища.)

Незнайка. Ребята,послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды- она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нём вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка. А можно это облачко потрогать?

Воспитатель. Дети, как вы думаете можно или нет?

(ответы детей).

- Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром, даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман? Правильно туман – это когда днём было жарко и земля нагрелась, а вечером похолодало и земля стала остывать и от земли пошло испарение, т. е. капельки воды.

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдёт с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар- вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомнить опыт с цветами? (ответы детей)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается вверх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Вывод: каждый день солнце нагревает воздух в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Воспитатель: Ты всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Ну, ни чего Незнайка на следующем занятии мы ещё проведём несколько опытов, и тогда ты точно всё запомнишь.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие капельки» Цели: 1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. 2. Рассказать,.

«Путешествие капельки». Экологическое занятие по исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие капельки». Экологическое занятие по исследовательской деятельности в средней группе Воспитатель: Аганина Татьяна Викторовна.

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные камни». Цель: Формирование исследовательских навыков детей через знакомство с объектами неживой природы – камнями. Задачи: - определить свойства.

Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей» Цель: развивать познавательно - исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные: - обобщать знания.

Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект НОД и самоанализ на конкурс «Воспитатель года-2017» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествуем по саду» Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно-исследовательской деятельности " ПУТЕШЕСТВУЕМ.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие капельки» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Путешествие капельки» Программные задачи: 1.

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и его удивительные свойства» П/содержание: - Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах. Развивать способности.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие к вулкану»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие к вулкану» Цели: расширение и уточнение представления детей об окружающем мире, развитие интереса к познавательной деятельности. Задачи: Познакомить.

НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги» НОД познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое книги»Автор: Лобкова Ирина Борисовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 16:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»» (включая файлы) размещена пользователем Жаннат Папанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД