Жаннат Папанова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Жаннат Папанова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Цели:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
3. Формировать представления о круговороте воды в природе.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
1. Беседа о воде и её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки».
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.
6. Прослушивание музыкальных произведений. А Филипенко «Дождик»,Н. Кувшинникова «Гроза».
7. Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег».
Материал для занятий :
1. Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.
2. Блюдце.
3. Чайные ложки.
4. Стакан с молоком и с водой.
5. Гвоздь.
6. Гуашь, кисти.
7. Два листа бумаги.
8. Фломастеры.
9. Пластмассовый стакан со льдом.
10. Стекла небольшого размера.
Ход занятия
Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришёл Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?
Дети: Да.
Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите,пожалуйста.
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Не готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели.
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без (воды).
Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?
Аудиозапись: звуки воды.
-Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто,ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? (ответы детей) .
- А сегодня я хочу,чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.
А что такое вещество? (Ответы детей)Правильно песок, вода, глина, лёд и т. д. - это всё вещества.
Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.
Опыт 1
Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?
А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него до самого края. Что вы видите? (ответы детей).
Вода принимает форму сосуда, в которой находится. Вода – это жидкость.
Незнайка. Я знаю ещё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.
Воспитатель. Прав ли Незнайка? (ответы детей)
- Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.
Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)
А если опрокинуть ведро с песком,что происходит? (ответы детей)
Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.
Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.
Теперь давайте посмотрим какого цвета вода.
Незнайка. Я знаю, вода – белая.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята?
Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.
У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.
Опыт 2
- у вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветок. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (ответы детей).
Незнайка. А я знаю ещё одно прозрачное вещество это стекло.
Воспитатель : Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появится осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?
Опыт 3
- В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздик станет невидимкой.
Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)
Ребята, недавно мы с вами говорили о озере Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (ответы детей).
Физкультминутка
«Над водой летят стрижи»
Над водой летят стрижи, (руки в стороны)
Под водой плывут ерши, (присели)
Плывёт лодочка-краса-
Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью,плавные движения туловища.)
Незнайка. Ребята,послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?
Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды- она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.
Вода стала газообразным веществом.
У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нём вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.
Незнайка. А можно это облачко потрогать?
Воспитатель. Дети, как вы думаете можно или нет?
(ответы детей).
- Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром, даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.
А что такое туман? Правильно туман – это когда днём было жарко и земля нагрелась, а вечером похолодало и земля стала остывать и от земли пошло испарение, т. е. капельки воды.
Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдёт с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.
Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар- вода невидимка.
Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомнить опыт с цветами? (ответы детей)
Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается вверх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)
Вывод: каждый день солнце нагревает воздух в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ты всё понял, Незнайка?
Незнайка: Я, не знаю.
Воспитатель: Ну, ни чего Незнайка на следующем занятии мы ещё проведём несколько опытов, и тогда ты точно всё запомнишь.
Жаннат Папанова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
3. Формировать представления о круговороте воды в природе.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
1. Беседа о воде и её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки».
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.
6. Прослушивание музыкальных произведений. А Филипенко «Дождик»,Н. Кувшинникова «Гроза».
7. Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег».
Материал для занятий :
1. Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.
2. Блюдце.
3. Чайные ложки.
4. Стакан с молоком и с водой.
5. Гвоздь.
6. Гуашь, кисти.
7. Два листа бумаги.
8. Фломастеры.
9. Пластмассовый стакан со льдом.
10. Стекла небольшого размера.
Ход занятия
Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришёл Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?
Дети: Да.
Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите,пожалуйста.
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Не готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели.
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без (воды).
Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?
Аудиозапись: звуки воды.
-Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто,ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? (ответы детей) .
- А сегодня я хочу,чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.
А что такое вещество? (Ответы детей)Правильно песок, вода, глина, лёд и т. д. - это всё вещества.
Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.
Опыт 1
Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?
А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него до самого края. Что вы видите? (ответы детей).
Вода принимает форму сосуда, в которой находится. Вода – это жидкость.
Незнайка. Я знаю ещё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.
Воспитатель. Прав ли Незнайка? (ответы детей)
- Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.
Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)
А если опрокинуть ведро с песком,что происходит? (ответы детей)
Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.
Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.
Теперь давайте посмотрим какого цвета вода.
Незнайка. Я знаю, вода – белая.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята?
Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.
У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные. Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.
Опыт 2
- у вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветок. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (ответы детей).
Незнайка. А я знаю ещё одно прозрачное вещество это стекло.
Воспитатель : Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появится осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?
Опыт 3
- В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздик станет невидимкой.
Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)
Ребята, недавно мы с вами говорили о озере Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (ответы детей).
Физкультминутка
«Над водой летят стрижи»
Над водой летят стрижи, (руки в стороны)
Под водой плывут ерши, (присели)
Плывёт лодочка-краса-
Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью,плавные движения туловища.)
Незнайка. Ребята,послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?
Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды- она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.
Вода стала газообразным веществом.
У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нём вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.
Незнайка. А можно это облачко потрогать?
Воспитатель. Дети, как вы думаете можно или нет?
(ответы детей).
- Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром, даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.
А что такое туман? Правильно туман – это когда днём было жарко и земля нагрелась, а вечером похолодало и земля стала остывать и от земли пошло испарение, т. е. капельки воды.
Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдёт с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.
Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар- вода невидимка.
Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомнить опыт с цветами? (ответы детей)
Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается вверх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)
Вывод: каждый день солнце нагревает воздух в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для и выпадают дождём или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ты всё понял, Незнайка?
Незнайка: Я, не знаю.
Воспитатель: Ну, ни чего Незнайка на следующем занятии мы ещё проведём несколько опытов, и тогда ты точно всё запомнишь.