Ирина Васильева
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Путешествие капельки»
Цель занятия : Познакомить детей с агрегатным состоянием воды – свойства льда.
Задачи:
1. Расширять представление детей о льде.
2. Учить детей опытным путем определять свойства льда.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
4. о нравственности
Ход занятия : (дети входят)
В: Здравствуйте… как рада видеть новых своих друзей!
Ты мой друг и я твой друг,
Становись скорее в круг!
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
(Дети встают вкруг, работаем в кругу). Меня зовут Ирина Александровна, а как мне узнать, как зовут вас?
Д: У нас бейджики (и говорят имена).
В: Какие у вас разные имена!
В: Вот и познакомились! Ой, ой! Совсем забыла, сегодня рано утром ко мне в друзья какая-то Капелька попросилась… помощь ей что ли нужна… а что-то не знаю справлюсь ли одна? (Недоумение у педагога, ждет высказывание детей).
Д: Покажите, мы поможем…
В: Вы и правда настоящие друзья! Ну тогда за дело? (Показывает анимацию)
Капелька : Ребята здравствуйте, я потерялась и не помню, откуда я, где мои друзья.
В: подожди, подожди милая подружка, ребята тебе непременно помогут, правда ребята? (Улыбка)
Дети: Да!
В: Вот интересно, а откуда могла взяться капелька?
Дети: Из воды, крана, моря, ручья….
В: А как она туда попала?
Дети: например… из тучи, кто - то ее туда отправил, а дальше…
Капелька : Ой, ой, ой, ну я растерялась, и вы меня запутали….
В: Сейчас, подожди минутку, мы удобно устроимся, сядем на стулья и все тебе объясним Капелька.
В: (звучит шум, педагог ждет секунду, если не говорят) Шум какой-то.
(Показ 1слайда- с видео дождя.)
В: Капелька ты оттуда?
Капелька : Нет, я не из дождя.
В: Наша Капелька ни оттуда.
Звучит шум хруста снега - дети отгадывают,
показ 2слайда – видео ходьба по снегу.
В: Кто хочет спросить у Капельки, может она из снега? Приглашаю ребенка встать в середину и спросить.
Д: Капелька, ты из снега?
Капелька : Ой, не помню….
В: Может вопрос не поняла? Кто может по - другому вопрос задать?
Д: Капелька, ты в снегу живешь?
К: Нет, я не из снега!
В: Видно нет
Звучит шум водопада - дети отгадывают или нет, я помогаю, наводящими вопросами, отгадали - показ 3 слайда- видео с водопадом.
В: Ну наверное наша капелька точно из водопада, а давайте мы ей это покажем, вот она обрадуется! Вставайте на ножки, повторяйте движения.
Вот летит воды каскад!
Это, милый, водопад!
Сотни капель, и вода
Убегает вниз всегда! (Показывает сесть)
Капелька : Нет, я не из этих мест, но я вспомнила, что нас было там много, я и мои друзья, и мы стояли рядом друг с другом и держались за руки.
В: Ой как интересно, за руки держатся, тесно стоят… не знаю. А-а-а у меня же помощники есть, подходите дружочки сюда, смотрите сколько подсказок, выбрать нужно одну и поместить на доску, а капелька на все посмотрит и может быть вспомнит! (Картинки с водой, рассматривают педагог показывает дети отвечают)
Дети: туча, океан, море, лед, кран, бутылка, лужа, сосулька!-последняя
Капелька : Да, да, да! Я вспомнила! Точно вспомнила лед, лед! я оттуда, я изо льда!
В: Так ты из льда! Вот это да!
В: Интересно, а кто знает, как капелька туда попала? (хитро)
Дети : ответы разные….Вывод, что у воды бывает разное состояние, одно из них лед.
В: Рассказ детям о том, как вода превращается в лед. При 0 градусе вода становится льдом. Частицы воды плотно прижимаются друг к другу, и почти не двигаются, получается твердый лед.
В: Друзья, а хотите узнать про лед по – больше? и может тогда капельке удастся вернуться домой.
Подходите к столам.
В: Раздаю по два кусочка льда, дети трогают, нюхают, рассматривают.
В: Дети, а какой лед по своей структуре?
Дети: Холодный, мокрый, прозрачный, твердый.
В: Все верно, а если он твердый значит он сильный и ничего не боится?
Разные ответы…Давайте проверим.
1. Опыт со льдом и солью. Возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью. А чем еще посыпают лед? (Песок) .Если посыпать солью лед, можно не только наблюдать за таянием, но и немного порисовать! Пипеткой капаем красной краской сверху, она растекается по канальчикам, что доказывает, что соль разъедает лед, боится соли. Красивый эффект от краски.
В: ребята, так чего боится лед?
Д: соли!
В: Вот это да, Капелька а ты знала, что лед боится соли?
К: Нет, не знала!
В: А ребята теперь знают.
В: Друзья мои, скажите, а где еще присутствует лед в нашей жизни, и может ли он быть полезным?
Дети: Да! Разные ответы…обобщаем (в спорте, медицине, в кухне, для переезда используют ледяную дорогу, для удовольствия и красоты, является домом для животных на южном и северном полюсе, и показываю картинки на слайдах. Я дополняю, рассказываю о жилище людей в домах из льда, показываю слайд с изображением дома - иглы.
Проходим дальше….
В: А вот интересно, лед легкий или тяжелый? (хитро)
Дети: Тяжелый, легкий,.
В: Давайте проверим. 2. Опыт. Плавает ли лед?
Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого раздаю ледяные кораблики (замороженный лед с воткнутой трубочкой и флагом). Опустим его в воду – и-и-и! Плывет! (Больше дети)
Лед не тонет в воде. Это потому, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микро трещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке.
В : А помните Капелька говорила, что они с друзьями стоят близко-близко друг к другу. Отходим в круг, давайте попробуем (встают). Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.
В: Как интересно! Вы мне сказали, как лед может быть полезным, а вот может ли он быть вредным?
Дети: Дети, да!
В: Кто знает, расскажите….? (Сосульки опасны, могут на голову упасть, вредно их облизывать, заболеть можно, поскользнуться можно на льду.)
Показ или слайда или картинки.
Капелька : Ой, ребята, я так хочу домой, к друзьям, помогите мне пожалуйста!
В: А про капельку то мы забыли, мы же ее домой обещали вернуть
Капелька : Слушайте внимательно, надо построить ледяной дворец по схеме, и тогда я смогу попасть домой.
В: А вот и схема (показ схемы на слайде).
В: Ребята вы готовы?
Дети: Да. Обсуждаем, из каких фигур состоит дворец.
В: Слушайте меня внимательно, достаю фигуры ледяные, объясняю, что работать мы будем точно по схеме.
В: Какого цвета фигуры, какие по форме?
В: Дети а сколько здесь фигур?
Д: 9
В: А вас?
Д: 9. Всем по одной.
Дети строят замок, когда все готово, включаю подсветку - гирлянду,
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Холод от него идёт.
Потому что это ЛЕД!
К: Ой, какие вы молодцы, все правильно построили!
В: Мы выполнили просьбу капельки? Построили дворец? Настало время отправлять ее домой.
В: Капелька, ты готова?
К: Конечно, отправляйте меня уже скорее….
Я достаю пипетку и капаю каплю сверху, отправили каплю домой.
К: Спасибо!
В: До свидание Капелька!
Ты мой друг и я твой друг,
Становись скорее в круг!
Скажите друзья, хорошее дело мы с вами сегодня сделали? (Дети)
И еще кому-то стало хорошо! А как вы думаете, мы с вами уже все про лед узнали (хитро) А придете сегодня домой спросите у мамы и папы, и тогда узнаем все или не все. (на часы смотрит) А время не умолило бежит вперед и еще дел нужно много переделать… прощайтесь с гостями. (выводят детей).