Ирина Павликова
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1. Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Чтение русской народной сказки „Снегурочка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
2. Развивающие : Развивать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
3. Обучающие: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, лента для игры, раскраски, пазл из сюжетных картинок,ноутбук.
Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможется, души не чаю, свечерело.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Воспитатель (далее В.) - Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В. : Вы правы!
Но какую сказку мы будем читать сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Она в серебро с жемчугами одета
– Волшебная внучка волшебного деда. (Снегурочка)
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-snegurochku-dlya-detej-30-luchshix.html
В. - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
Ребята,а теперь давайте посмотрим мультфильм,по сказке "Снегурочка"
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
В. : - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
Физминутка:
Ну что берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
- Ребята. Я хочу показать вам картину известного художника В. М. Васнецова «Снегурочка» Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. ( Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка».
А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря – заряница» (объясняем значение слов)
Подвижная игра «Заря – заряница».
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.).
Дидактическая игра «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.
В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
• Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
• Приладили ручки и ножки – что сделали?
• Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
• Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
• Работа в руках спорится –все удается, все получается
• Неможется – нездоровится
• Свечерело – наступил вечер
• Стали кликать Снегурочку – звать
Рассказывание сказки по картинкам.
В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)
В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?
- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
- А как?
- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
- Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Спасибо вам ребята! Вот за это вам подарок – раскраски. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, а вы можете теперь раскрашивать новые раскраски.
Самоанализ
Занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка»»
Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 8 человек. У детей сформированы навыки учебной деятельности. Они легко идут со мной на контакт. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Тема занятия : «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Занятие сочетает в себе образовательные области: развитие речи, социализацию. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего, учитывала возрастные, индивидуальные особенности детей подготовительной группы.
Цель занятия : Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
Мною были поставлены следующие задачи:
Обучающие: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.
Развивающие : Развивать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Организационный момент был направлен на развитие внимания, сосредоточения, коммуникативных качеств.
В занятие внесла мотивацию сюрпризного момента: кукла «Мальвина» приносит книгу. Пересказ строила, как игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Не допускала переутомления детей за счё т чередования видов детской деятельности: беседа, стоя на ковре, физкультминутка, продуктивная деятельность за столами, музыкальное сопровождение занятия. Во время занятия отрабатывала навыки поведения детей: умение выслушивать ответы других, не выкрикивать с места и не перебивать друг друга. Использовала форму работы с подгруппой, а также индивидуально-дифференцированный подход, в процессе которого можно было видеть уровень усвоения материала каждым ребенком, и умение работать коллективно, уметь замечать ошибки других.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Предложенные задания давала в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные методы: словесные (прочтение сказки, наглядные методы (иллюстрации из сказки, дидактическая игра,, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Метод контроля и стимулирования применяла в виде одобрения и похвалы. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочу отметить, что они проявляли познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию, детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия 25мин, что соответствует нормам СанПиНа. Анализируя проведённое занятие, могу сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Дети порадовали меня тем, что их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части.