Ольга Малышева
Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Освобождение бусинок из ледяного плена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Освобождение бусинок от ледяного плена».
Цель: включить детей в исследовательскую деятельность; формирование естественно – научной картины мира.
Задачи:
Закрепить знания детей о трех состояниях воды: твердом, жидком и газообразном; создать условия для рассмотрения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле.
Развивать логическое мышление при выборе способа действия. Самостоятельное формирование выводов детьми. Развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность.
Публикация «Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим „Освобождение бусинок из ледяного плена“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать аккуратность в работе, любовь к природе, желание заботиться о ней.
Оборудование:
Замороженные во льду бусинки.
Баночки или стаканчики с теплой водой по количеству детей.
Один пустой стакан, ложки по количеству детей.
Две тарелочки – для льда и бусин, тряпочки, салфетки для каждого ребенка.
Кукла.
Соль в солонке.
Три пустых футляра из-под киндер-сюрприза, один со льдом.
Ход познавательно-речевой деятельности
Организационный этап.
В. : Осторожная лисица Подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода – Неподвижна и тверда. А что же случилось с водой? (Наверное, это было зимой и вода замерзла. Она превратилась в лед. Вода превратилась в лед от мороза.)
Подготовка детей к работе на основном этапе.
В. : В гости к вам пришла кукла Маша. Расстроенная. Оказывается, она несла подруге бусы в подарок, но поскользнулась и упала в воду и бусы рассыпались. А Дед Мороз их заморозил и попали бусы в плен. Поможем Маше? (Постановка перед детьми проблемы) Как же бусинки освободить из ледяного плена?
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Версии детей (можно разморозить лед руками, отнести в теплое место, опустить в горячую воду, положить на батарею, расколоть) А если разморозить руками – что случиться с руками? А в какое теплое место можно положить? Чем можно расколоть? Если будем раскалывать – можем повредить бусинку? Нужно пригласить на помощь взрослых, чтоб не пораниться. Давайте сами попробуем. Подойдите к стаканчикам.
Этап применения знаний и способов действий.
Вот эти бусинки, закованные льдом. Опустите их в стакан с водой, размешаем ложечкой. А где в нашей группе самое теплое место? (у батареи). Поместим в пустой стакан льдинку, поставим стакан к батарее и понаблюдаем, как быстро льдинка растает. Как вы думаете, что это? (Соль). Как догадались? Попробуйте, на вкус – какая она? Попробуем посыпать соль на лед? Где обычно используют соль для таяния льда? (На дорогах). А эти бусинки попробуем освободить с помощью рук. Как это сделать? Что чувствуете? Какими стали руки? Удалось ли спрятать Деду Морозу бусину? Не видно ее? Почему видно? (лед прозрачный) А какой лед на ощупь? (гладкий, холодный, скользкий) Попробуем смять льдинку – получилось? Почему? (твердая) Что произошло со льдом в стаканчиках с водой? Освободили бусинки? Складываем в тарелочку. Подойдем к батарее.
Этап закрепления новых знаний способов действия.
Освободили бусинку, растаял лед?
Где лед растаял быстрее в пустом стакане или в стакане с водой?
А льдинка посыпанная солью растаяла?
А как вы думаете, какой способ самый лучший и почему? (Самый лучший первый. Если греть бусинки в руках, то руки замерзнут, а на батарее они дольше оттаивают).
А где могут использовать лёд? (С показом картинок) На катке, чтобы люди занимались спортом. При ушибах (прикладывают к месту ушиба лед, чтобы прошла опухоль) Можно опустить лед в горячий чай, чтобы быстрее остыл.
Может ли лед быть опасным? А когда лед бывает опасен? На реке (когда подтаивает и становится тонким, хрупким). На дороге (может привести к аварии транспорта). На тротуарах (можно поскользнуться и больно упасть).
Можно есть лед? (очень холодный - можно заболеть, грязный, если с улицы)
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания – руки вперёд.)
Сверху мостик, погляди. (Потягивания – руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Дидактическая игра «Отгадай»
Не резвятся утки
В речке третьи сутки!
Покрылась речонка
Прозрачной клеёнкой (Лёд) Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло (Лёд)
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься (Лёд) Может крепко толстым слоем
Тротуар закрыть собою,
Не ходьба теперь, потеха,
Оттолкнись - и можно ехать (Лёд)
Что всегда поверх воды?
***
Чем мы дышим? Что мы не видим?
***
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
***
Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель
Если только дров дадите.
***
Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
без него мы жить не можем.
***
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
***
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без. (Вода)
***
В тихую погоду – нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде. (Волны)
***
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна)
***
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
***
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (Воды)
Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
Что такое вода? (Жидкость)
Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т. д.)
Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т. д.)
Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т. д.)
Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Подведение итогов.
Какие мы провели опыты?
Какие свойства есть у воды?
Какой вам опыт понравился больше всего?
Отправим Незнайке эту книжку?
Спасибо ребята, вы все большие молодцы!