Екатерина Чудакова
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП «Сказка о пугале. Счёт до пяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепление знаний детей о количественном счете, названия геометрических фигур, умение решать проблемные задачи.
Задачи:
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения, уважение друг к другу, желание прийти на помощь;
-закрепить знания детей о геометрических фигурах;
-учить выстраивать числовой ряд от одного до пяти;
-учить пересчитывать предметы в приделах пяти;
-развивать внимание, память, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук, творческие способности.
Материалы к занятию:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
-геометрические фигуры для составления пугала (демонстрационные и на каждого ребёнка): круг, оранжевый полукруг, большой жёлтый треугольник, четыре синих прямоугольника, синий квадрат, геометрическая фигура, похожая на рукава того же цвета, что и треугольник;
-демонстрационные морковки с нарисованными цифрами от 1 до 5;
-демонстрационная картинка «Лесная поляна» для счёта предметов;
-банки с крышкой с крупой на каждого ребёнка. В крупе цветные палочки: жёлтая, красная, белая, розовая, голубая;
-демонстрационные картинки для логических заданий: три рубашки разного цвета, джинсы с двумя карманами, брюки коричневого цвета с толстым ремнём и одним карманом, две запрещающие карточки:1. перчёркнуты цифра три и розовый цвет; 2. перечёркнутая цифра два.
-цифры от 1 до 5 (демонстрационные)
-фонограмма для физ. минутки «Настроение».
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети стоят рядом с воспитателем. Здороваются с гостями.
Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку. Сказку о пугале.
А вы знаете, что такое пугало? (ответы детей)
Эта сказочная история случилась летом за городом. Ласково пригревало солнышко, в зелёной травке стрекотали кузнечики, а посреди огорода, раскинув руки в стороны, важно стояло пугало. Оно очень важничало, потому что охраняло огород.
И стояло на одной ноге. Ребята, мне очень хочется проверить, а вы умеете у меня стоять на одно ноге? Давайте попробуем, как это быть пугалом. Поставим руки в стороны и постоим на одной ноге. Я уже качаюсь, подует ветер, и я упаду, а вы, молодцы, крепко стоите. Присаживайтесь за столы.
2. Основная часть.
Сейчас мы с вами узнаем, как выглядит пугало. Может быть, у вас на огороде на даче было такое пугало. И помогут нам в этом фигуры, которые находятся у вас на подносах.
На своей доске, я устрою огород и поставлю пугало, а у вас, ваше пугало, появится на столе.
Составление пугала из геометрических фигур по заданию воспитателя.
Придвиньте к себе тарелочки с фигурами. (воспитатель составляет вместе с детьми на доске)
1. Найдите на тарелке синюю фигуру без углов. Что это за фигура? Скажите хором. (Круг) Это будет голова нашего пугала.
2. Уж так повелось, что пугало всегда донашивает старую хозяйскую одежду. И нашему пугалу повезло, у него есть вот такая красивая оранжевая соломенная шляпа. Я специально её набекрень сдвинула. Какая это фигура (полукруг)
3. Рубашечка у нашего пугала тоже старая, от хозяина досталась. Её мы сделаем из большой фигуры жёлтого цвета, у которой три угла. Аня, назови эту фигуру.
4. У этой рубашки такие длинные рукава, что они развиваются по ветру и отпугивают галок и ворон, На тарелочках лежат две вот такие необычные геометрические фигуры. Один рукав мы с вами протянем в правую сторону, а другой в левую.
5. Теперь найдите большую синюю фигуру. Как она называется? (Квадрат) Расположите её под жёлтым треугольником.
6. А теперь, мы сделаем одну ногу нашему пугалу, мы даже с вами тренировались стоять на одной ноге. Возьмите два синих прямоугольника. Мы с вами сделаем ему вот такую длинную ножку.
Я посмотрела, теперь у каждого из вас есть пугало. Но что же случилось в сказке дальше? А в сказке закончилось лето, и наступила осень. В это время приехали люди, для того, чтобы собрать урожай. Тарелочку отодвиньте, а вот пугало пока разбирать не будем. Пусть оно немного поскучает у нас на столе. А мы с вами будем собирать урожай.
Построение числового ряда в пределах пяти, прямой и обратный счёт.
Сегодня нам с вами ребята нужно будет выкопать с грядки всю морковку.
И мы сейчас посмотрим на неё. Ой, какая замечательная морковь выросла у нас на огороде. Большая! Не зря пугало сделало свою работу, весь урожай сохранило для нас. Наша морковка отмечена цифрами от одного до пяти. (воспитатель выставляет картинки моркови с цифрами)
И сейчас мы будет работать с вами по цепочки. Начинаем с тебя Кирилл.
В левый нижний уголок размести самую первую морковку. Какая на ней цифра? После Кирюши будет тащить морковку Тася, а Вика будет готовиться. Смотрите внимательно, какую следующую тащить. (далее дети выстраивают цифровой ряд от 1 до 5, каждого ребёнка воспитатель просить называть цифру, которая нарисована на картинке). Давайте назовём все цифры по порядку. (индивидуальные и хоровые ответы)
Спасибо вам ребята за помощь. Вы замечательные огородники. (воспитатель убирает картинки-морковки)
Достраивание пугала.
Но когда люди выкопали весь урожай, пугалу нечего было охранять, и оно загрустило. И у него, ребята, даже слезинки появились. «Вот если бы у меня была вторая нога - мечтало пугало, - я бы стало известным путешественником, отправилось бы в поход и посмотрело бы, что происходит в мире.
Ребята, а как нам помочь пугалу? (сделать вторую ногу) А из каких деталей можно сделать нам ножку нашему пугалу? Как называется эта геометрическая фигура? (прямоугольник) Давайте мы с вами заглянем к нам в тарелочки и найдём там два синих прямоугольника. И приделаем нашему пугалу вторую ногу. Теперь, когда у пугала две ноги, оно непременно станет путешественником.
Разборка пугала двумя руками при помощи указательного и большого пальцев.
Как не жалко разбирать такое замечательное пугало, но наша сказка продолжается. Поэтому, я вас попрошу ещё немного на него полюбоваться, запомнить, какое было замечательное пугало, а фигуры вернуть на тарелку немного необычным способом. Послушайте как. Убирать надо двумя руками. Прижать к ладошке три пальчика: средний, безымянный и мизинец. Трудиться сейчас будут только указательный и большой пальчики. Справитесь? (дети выполняют задание, воспитатель убирает демонстрационную картинку)
После того, как все фигуры соберёте, тарелочку можно отодвинуть.
Счёт предметов.
(пока дети убирают фигура, воспитатель выставляет на доске картинку, по которой дети будут считать предметы)
А теперь посмотрите, ребята, наш путешественник, наше отважное пугало, шло, шло и пришло на лесную поляну. На ней увидело много интересного. А так как летом пугало научилось считать ворон, то и здесь пугало очень быстро всё пересчитало. Давайте и мы с вами немножко посчитаем. На лесной поляне я сразу хорошо увидела два лесных озера. Одно меньше, другое – больше. И там и там плавают рыбки. Посчитайте, пожалуйста, тихо, про себя, сколько всего рыбок в двух озерках. И скажите, у кого сколько получилось? Считайте про себя, чтобы не мешать товарищу. (индивидуальный опрос)
Чтобы убедиться, что вы не ошиблись, мы пересчитаем рыбок вместе.
(дети вместе с воспитателем хором считают, после пересчёта, воспитатель выставляет нужную цифру из ряда чисел, расположенного на доске) Я для памяти выдвигаю нужную цифру, она нам рассказывает, что рыбок у нас пять.
А теперь внимательно посмотри на зайцев, разглядите их, пересчитайте и скажите, сколько зайцев на поляне. (задание выполняется аналогично, как при счёте рыбок) Зайчиков тоже пять и моё число для памяти на доске уже есть.
Осталось пересчитать все деревья, которые выросли на поляне. Каждое деревце найдём и пересчитаем. (задание выполняется аналогично, как два предыдущих задания)
Физ. минутка. «Настроение»
Мы так с вами трудились, считая всё на полянке, мне показалось, что вы немного устали. Давайте передохнём, поиграем в превращения. У нас на полянке есть зайчики, давайте и мы превратимся в зайчат. Зайчата бывают разные, кто-то сонный, кто-то грустный, печальный, кто-то весёлый, кто-то прислушивается к шорохам в лесу, кто-то испугался. Сейчас будет звучать музыка, вы прыгаете, выполняете любые движения, а как только музыка закончилась, вам нужно замереть зайкой с каким-нибудь настроением.
(когда дети замирают, воспитатель выяснеет у каждого, какое настроение у зайца, которое изобразил ребёнок)
Теперь, мои замечательные зайки, занимайте свои пенёчки.
Игра с цветными палочками.
Ребята, мы с вами до отдыха всё посчитали и проверили. Мне бы хотелось с вами записать, сколько было рыбок, зайчиков, деревьев. Только вот я не придумал, как это сделать, ведь я ещё вас не научила писать цифры. Но мне думается, что нам могут помочь баночки с крупой, вдруг там что-то спряталось. Придвиньте к себе баночки, откройте их и найдите там пять предметов. Ищите аккуратно, чтобы крупа не сыпалась на стол. Предметы кладите на перевёрнутую крышку, как на тарелочку. (дети выполняют задание, выкладывают на крышку цветные палочки).
Как интересно! Оказывается цветными палочками можно обозначать числа.
Всё, что мы считали (деревья, рыбки, зайцы, было равно пяти. Какая палочка самая длинная? (жёлтая) Пусть эта жёлтая палочка будет числом пять. Положите перед собой. (воспитатель на доске выкладывает полоску жёлтого цвета).
А теперь мне нужна помощь Дианы. Внимательно посмотри на наших зайцев, на их настроение, и скажи, настроение у зайцев разное или одинаковое?
(ребёнок рассказывает, воспитатель уточняет, сколько грустных зайчиков) Правильно, грустный зайчик один, это – самое маленькое число, поэтому его мы обозначит самой маленькой палочкой, какого она цвета? (белая) Мы её поставим под жёлтую палочку. Делайте, как у меня. А теперь посмотрим и посчитаем, сколько весёлых, радостных зайцев, которых увидела Диана. (дети вместе с воспитателем пересчитают количество весёлых зайцев) Получилось четыре, и это число мы обозначим палочкой красного цвета. И когда мы с вами приставим её к нашей белой палочке, мы увидим, один грустный заяц и четыре весёлых вместе поместились под жёлтой палочкой, числом пять
А теперь давайте посмотрим на маленькое озеро. Сколько там рыбок? (2) Число два мы обозначим розовой палочкой. Положите её как я. У нас осталась ещё одна палочка. Как вы думаете, какое это будет число? Что мы с вами считали? (считали рыбок в маленьком озере) Значит, нам надо будет посчитать рыбок в большом озере. Посчитаем? (3) Значит, голубая палочка – какое число? (3) И когда мы её соединим вместе с розовой, то увидим, что две рыбки из маленького озера и три рыбки из большого озера тоже прекрасно уместились под нашей жёлтой палочкой, числом пять.
Какие вы молодцы, ребята, и какие у нас замечательные палочки из баночки с крупой. Они помогли нам всё-всё пересчитать. А теперь мы их уберём. Но будем это делать только одной рукой. Другую руку спрячем под стол. Уберите палочки той рукой, которой вам удобно это делать. Закройте банку крышкой двумя руками.
Логические упражнения.
Пугало подружилось с зайчатами. И только они стали играть в прятки, как на полянку пришла зайчиха и строго сказала: «Моем лапы, обедаем и собираемся в школу!» Пугало очень удивилось: «Школа? А что такое школа?»
Ребята, а вы знаете, что такое школа? Расскажите. (ответы детей)
Нашему пугалу тоже захотелось в школу, и мама зайчиха сказала, что пугало может отправиться вместе с зайчатами в школу, но потом посмотрела на него и сказала: «Нет, уважаемое пугало, вас в школу просто не пустят. В такой грязной и дырявой одежде в школу не положено идти»
Что же делать, ребята, как мы можем помочь пугалу? (сшить одежду)
Давайте достанем швейную машинку и вместе с мамой зайчихой построчим, сошьём новую одежду для пугала.
Дети выполнять упражнение «швейная машинка»: одна рука лежит на столе, а другая рука выполнят вращательные движения, с переменой рук и звукоподражанием: «Чик-чик-чик!Чик-чик-чик!», далее упражнение «моталочка» (вращательное движение двумя руками)
Мама зайчиха не знала, какой цвет рубашечки понравится нашему пугалу, поэтому предложила ему несколько рубашек. Вот такую розовую (я поставила её на первое место). Вот такую жёлтую (я поставила её на второе место). И вот такую синюю рубашечку (я поставила её на третье место). У пугала никак не получалось выбрать рубашку. Без вас, ребята, ему не справится. Есть у меня карточка-подсказка. Да карточка не простая. Такая карточка, на которой всё зачеркнуто, называется запрещающая. И то, что зачеркнуто, брать нельзя. Давайте внимательно посмотрим на карточку. Третья рубашка нам не подойдёт (цифра три перечёркнута, розовая рубашка нам не подойдёт (розовый цвет перечёркнут). Посмотрите и подумайте, какую нам взять рубашку? (ответы детей, совместное решение проблемы)
Рубашку выбрали. Но ведь ещё что-то нужно? (штаны, брюки)
Мама зайчиха опять пофантазировала немножко и сшила вот такие брюки: голубые джинсы с двумя карманами и коричневые брюки с толстым ремнём и с тремя карманами. Джинсы первые по счёту, коричневые брюки вторые по счёту.
Про брюки, которые выбрало пугало, я знаю, что у них не два кармана (воспитатель выставляет карточку с перечёркнутой цифрой два) Какие же брюки выбрало пугало? Подумайте. (ответы детей) Красивый костюм у нас получился? Ну что же. У пугала и зайчат в школе звенит звонок, у них сейчас начнётся урок, а вы с уроком-сказкой справились на оценку пять, отлично.
3. Рефлексия.
Вам понравилось играть в сказку? А что больше всего понравилось? (ответы детей) Мне было с вами очень здорово играть, давайте обнимемся, в знак того, что мы друг друга очень любим.