Санина Олеся
Занятие в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.
Образовательные задачи:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Публикация «Занятие в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Развивающие задачи:
- развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Методы и приёмы
- практические: опыты с воздухом физкультминутка, дыхательная гимнастика;
- наглядные: презентация, для иллюстрированного сопровождения занятия ; наблюдение.
- словесные: художественное слово, беседа, вопросы к детям.
- индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения.
Оборудование
К занятию потребуется следующее оборудование:
- веер,
- полиэтиленовые мешки;
Предварительная работа
Предварительная работа включает в себя:
- наблюдения на прогулках, за погодой за ветром;
- беседа на тему «Как человек использует воздух»;
- рассматривание иллюстраций;
- рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления»;
- вееров;
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями.
А какие 5 помощников будут нам помогать?
Дети: глаза, уши, нос, рот и руки.
Психогимнастика
Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза
Руки к солнцу поднимаем
И вдыхаем, и вдыхаем.
Ну, и руки опускаем,
Воздух тихо выдыхаем «ф-ф-ф»
Открываем глазки, улыбнулись.
Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно,- это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем отгадав загадку.
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?
Дети: он легкий.
Воспитатель: Так значит, получается, что воздух легкий. А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
Дети: ветерок.
Воспитатель: А вы его увидели?
Дети: нет.
Воспитатель: А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?
Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?
А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?
Разрешение проблемы с помощью опытов:
Воспитатель: Почему мы можем назвать воздух невидимкой?
Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.
Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?
Дети: Не получается.
Воспитатель: А давайте попробуем пакетом.
Опыт «С полиэтиленовым пакетом»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.
Опыт «С веером»
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.
Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Итог
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
Ребята: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; Что воздух легче воды; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей; Без воздуха ничто живое не может жить; что воздух не пахнет и может передавать запахи; узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха; Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные. Мне очень понравилось как вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.