Ольга Куклина
Занятие в подготовительной группе по развитию речи «В поисках крылатых выражений»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе по теме :
«В поисках Крылатых выражений».
Цель: Познакомить детей с фразеологическими оборотами;
научить понимать и использовать в самостоятельной речи.
Задачи
Познавательное развитие :
• Формировать представление детей о фразеологических оборотах.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по развитию речи „В поисках крылатых выражений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Развивать творческую активность, воображение и самостоятельность в речевой деятельности.
• Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Социально-коммуникативное развитие :
• Поддерживать игровое взаимодействие.
• Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Речевое развитие :
• Помогать детям, осваивать и использовать выразительные средства языка, расширять словарь.
• Создавать условия для активной речевой деятельности детей.
Физическое развитие :
• Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей.
• Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления органов зрения.
Оборудование: презентация, маппет-кукла кот, кукла-перевёртыш, кукла сова, макет озера, колодец, 8 чайных ложек, 8 леек, 8 рубашек, сундук с экспонатами, клубок, домик совы, 2 мольберта, фланелеграф, карточки с картинками, конверты со словами заклинания (3 шт.).
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель встречает детей с игрушкой кота.
Кот: Здравствуйте мои юные друзья, рад с вами познакомиться (подходит к каждому, представляется Котофей Иванович, ребенок называет своё имя).
Кот: хочу представить вам свою помощницу
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут О. Н. Дорогие ребята, сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы пригласить вас совершить экскурсию в музей крылатых выражений. А поможет мне в этом управляющий музеем, мой старый и добрый друг «Кот ученый».
Кот ученый: – идею этого музея мне подсказала моя прапрабабушка, она и рассказала о крылатых выражениях.
- А вы знаете, что такое крылатые выражения
+ Какие молодцы!
- В вашем возрасте я тоже этого не знал.
Воспитатель: Наверняка вы не раз их слышали вот, например: «Молоко убежало», как вы думаете, молоко может убежать, конечно, нет, так говорят в случае, когда хозяйка забыла про свое молоко на плите, и оно вытекло из кастрюли. Или выражение «Заблудился в трех соснах». Ребята как вы думаете, можно «заблудится в трех соснах», про какого человека так можно сказать.
Все эти выражения называются крылатыми, и вы тоже часто встречались и произносили эти выражения. Крылатые выражения помогают сделать нашу речь более эмоциональной и выразительной. Но что-то мы заговорились.
Воспитатель: - Уважаемый кот, прошу вас, приглашайте ребят в музей.
Кот: Какая быстрая, музей не книжка в карман не положишь, поэтому я для вас приготовил видеоэкскурсию. Прошу вас рассаживайтесь перед экраном.
Баба-яга: А вы что расселись, нет здесь никакого музея, все ваши крылатые выражения я заколдовала, как известно дурное дело нехитрое, а вам лишь дырка от бублика осталась. Отныне это будет музей Бабы-яги, потому что я здесь самая главная. А вот и мой первый экспонат, моя скульптура. И помните, со мной шутки плохи. Ха-ха-ха.
Кот: Всё пропало, всё пропало, мой музей моя гордость, остался я у разбитого корыта.
Воспитатель: Подожди кот, не нужно делать из мухи слона, а лучше давайте подумай, как можно все исправить.
Кот: подождите, вспомнил в моей учёной книге, что-то про это сказано.
Кот открывает книгу, аудиозапись.
Книга: Все экспонаты спрятаны в сундуке, открыть который можно с помощью заклинания, которое состоит из трёх слов. Слова спрятаны в разных местах. Если вы сможете их найти, пока часы не пробьют 12, вы найдете экспонаты. Спешите у вас мало времени. Ровно в 12.00 сундук будет невозможно открыть. Идите за клубочком, он покажет вам дорогу.
Воспитатель: Ребята вы поняли, как нам вернуть музей, Где находятся слова заклинания, сколько их, до какого часа нам нужно успеть.
Кот: Мои юные друзья, надеюсь, вы найдете мои экспонаты. Отправляйтесь в путь, а я так переживал, что у меня уже глаза слипаются.
Дети отправляются в путь под музыкальное сопровождение.
Основная часть
Игра на внимание «Лесная тропинка» Дети двигаются друг за другом. Мы с вами заходим в дремучий лес, чтобы не потеряться и не заблудится, нужно быть внимательным и слушать мои команды и делать соответствующие действия.
Огромный камень – перешагнуть.
Волк – быстро бежим
Глубокая яма – перешагиваем, высоко поднимая ноги
Ядовитая змея – идут на цыпочках очень тихо
Кочка – дети приседают, обхватив колени руками
Вот мы с вами шли, шли и пришли к домику, кто же в нем живет.
Домик совы.
Сова: Зачем пожаловали? Спать мешаете, шорох наводите, всех мышей перепугали.
Дети просят сову помочь найти слова заклинания.
Сова: Сначала поиграйте со мной разгадайте мои загадки.
Задание: Сова называет крылатое выражение, дети находят подходящие картинки и вывешивают их на фланелеграф парами.
Сова просит назвать получившиеся крылатые выражения.
1. Вешать лапшу на уши.
2. В час по чайной ложке.
3. Не делай из мухи слона.
4. Как кошка с собакой.
5. Работать спустя рукава, работать, засучив рукава.
Сова: Да вы уже настоящие знатоки крылатых выражений, за это вам даю первое слово заклинания, остальные слова найдете, там, где встретите крылатые выражения.
Дети благодарят сову и отправляются дальше в путь.
Подходят к озеру. Озеро пересохло.
Воспитатель: Водяные лилии совсем засохли, и закрыли свои лепестки, нам нужно наполнить озеро водой, чтоб лилии вновь ожили.
Предложить детям наполнить озеро с помощью чайных ложек. Дети начинают носить воду ложками, из колодца. Что-то медленно у вас получается, как наполнить озеро быстрее. (варианты детей). Дети наполняют водой озеро с помощью ведер. Озеро наполняется водой.
Воспитатель: почему наше озеро сначала наполнялось медленно. Ответы детей.
Воспитатель: Вот и про человека, который все делает медленно, говорят, работает в час по чайной ложке.
Воспитатель просит детей каждого взять по водяной лилии и поставить в озеро, цветы раскрывают свои лепестки. (Цветы бумажные оригами).
Цветы распускаются, внутри каждого картинка с мухой или слоном, что бы это значило, какое выражение связано с этими персонажами.
Воспитатель подводит детей к выражению «Не делай из мухи слона».
Воспитатель: Вот и опять нам встретились крылатые выражения. Давайте их повторим.
В час по чайной ложке.
Не делай из мухи слона.
А вот и конверт со вторым словом заклинания.
Отправляемся дальше в дорогу
Детей встречает кукла-перевертыш.
Воспитатель: Кажется у этой девочки глаза на мокром месте, давайте узнаем, что произошло.
Кукла сообщает, что она сегодня была в магазине игрушек и у нее разбежались глаза, и она не знает, как их собрать.
Воспитатель: «глаза разбежались», разве могут глаза разбежаться, конечно, нет, так говорят про человека, который увидел много интересного вокруг. А с вами случалось такое, когда ваши глаза разбегались, например, в магазине игрушек. (Беседа).
Воспитатель: Но кукла всё равно грустит, попробуем ее развеселить.
Посмотрите, мячики рассыпались, давайте поможем кукле навести порядок, да здесь есть маленькая хитрость собирать их можно только в рубашках.
Стоит вешалка, на которой висят восемь рубашек.
Воспитатель: Давайте попробуем надеть рубашки, дети видят, что рукава слишком длинные. Давайте попробуем собрать «мячики» спустя рукава и посмотрим удобно это или нет, а теперь засучим рукава и выполним эту же работу.
Как вам работалось удобнее, спустя рукава или засучив рукава.
Ответы детей.
Воспитатель: Вот так и в старину у людей одежда была с очень длинными рукавами и про человека, который ленился и не хотел завернуть рукав для удобства выполнения работы так и говорили, работает спустя рукава. Вот так и пошло крылатое выражение «Работать спустя рукава и засучив рукава».
Воспитатель: Посмотрите, а наша кукла развеселилась, и ее глаза теперь веселые и совсем не на мокром месте.
Кукла: Спасибо вам ребята, вы помогли мне. И чтоб ваши глаз всегда улыбались и были здоровыми, предлагаю вам вместе со мной сделать гимнастику для глаз.
Видео гимнастика.
Воспитатель: Ребята, а с какими крылатыми выражениями нам помогла познакомиться кукла.
1. Глаза на мокром месте.
2. Глаза разбежались.
3. Спустя рукава.
4. Засучив рукава.
Кукла: У меня для вас есть конверт может он вам и пригодится, отдает конверт.
Воспитатель: - Все слова для заклинания мы собрали, а теперь поспешим ведь на часах уже 12.
Дети открывают конверты, слова вывешивают на мольберт, читают КРИБЛЕ КРАБЛЕ БУМС.
Открывают сундук, воспитатель достает экспонаты, дает название, обговаривает с детьми.
Заключительная часть
Кот: Благодарит детей, радуется найденным экспонатам и приглашает к экрану, посмотреть, что происходит в музее.
Баба-яга: Неужели расколдовали? И сундучок открыли и экспонатики нашли? Я и не ожидала, я здесь за порядком присматриваю, ничего плохого не делаю, простите меня, обещаю больше никакого злодейства. До свидания.
Воспитатель: Ну что ребята простим Бабу-ягу, ведь без нее не интересно будет.
Рефлексия
Воспитатель предлагает рассмотреть экспозицию музея и вспомнить крылатые выражения, с которыми дети сегодня познакомились.
Баба-яга с экрана: Стойте, я хоть и вредная, но в душе такая добрая, вам тетушка сова подарочек отправила, просвещайтесь. Подает яркую коробочку.
Воспитатель вносит коробочку, в ней лежат раскраски «Мудрые советы детям».
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие, а что запомнилось больше всего. Ответы детей.
Прощаются с гостями, благодарят за внимание.