Александра Осипова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ищем письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование лексико- грамматических, фонетико-фонематических, коммуникативных и математических навыков посредством интеграции образовательных областей.
Мотивировать детей к последующему процессу составления новогодней сказки «Приключения Снеговика».
Задачи образовательной области «Речевое развитие».
-Продолжать знакомить детей с понятием «предложение».
-Корригировать просодический компонент речи.
-Продолжать формировать умение определять количество слогов в слове.
- Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Темочки:
-Совершенствовать звуковую сторону речи, развить фонематический слух.
-Совершенствовать лексико-грамматические возможности.
-Развивать диалогическую и монологическую речь.
-Развивать координацию речи с движением.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие».
-Формировать процессы мышления через отгадывание загадок и решение математических задач.
-Закреплять умение выполнять порядковый и количественный счёт.
-Упражняться в правильном согласовании существительных с числительными.
-Формировать умение сравнивать множества.
-Корригировать все виды памяти и внимания.
Способствовать обогащению детского воображения, развитию образного мышления, опираясь на имеющийся у детей опыт.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
-Воспитывать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
Предварительная работа.
Беседа о зиме и Новогоднем празднике. Показ презентации «Дед Мороз. Великий Устюг». Совместная работа детей и родителей – письма Деду Морозу. Раскрашивание новогодних игрушек. Разучивание стихов про зиму.
Оборудование.
Изображение следов зверей и птиц на снегу. «Новогодние шары» с изображением букв на обратной стороне. Мягкие игрушки: заяц, лиса. Искусственные ёлки, берёза. Иллюстрации зимующих птиц: снегири, синицы, клесты. Фонограммы: А. Вивальди «Времена года», фрагмент «Зима», С. Юдин «Песня снеговика», Д. Львов-Компанеец «Снежная песенка».
Ход деятельности.
Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал.
В. Ребята, какое у вас настроение? Давайте его будем передавать друг другу с помощью «снежного комочка». (дети передают «снежный комочек» друг другу и произнося слово «ах» с интонацией радости)
В зал входит Снеговик, здоровается с детьми.
С. Ребята, я шёл по дорожке и увидел вот это письмо! Оно не ваше?
В. Письмо наше. Что же могло произойти? Почему оно там очутилось? И где остальные письма? Может, метель унесла и разбросала их где-то?
Как хорошо, что ты к нам пришёл, Снеговик. Ребята с родителями написали письма Дедушке Морозу, а метель – безобразница их забрала и где – то разбросала. Ты не мог бы нам помочь их найти?
С. Конечно, я помогу вам. Но, чтобы найти ваши письма, нам нужно отправиться в зимний сказочный лес. Вы с ребятами идите в одну сторону, а я в другую пойду. Письма найдём и встретимся.
В. Мы с ребятами готовы.
Фонетическое упражнение «Едем на лошадке».
Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой. (дети цокают языком)
Санки скрипят (произносят «Ш-ш-ш!»)
Бубенчики звенят (в высоком регистре - «Динь-динь-динь»)
Дятел стучит (в среднем – «Тук-тук-тук»)
Вьюга свистит (звук [с] на продолжительном выдохе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны)
Белка на ёлке орешки грызёт (коротко и остро – «Цок! Цок! Цок»!
Рыжая лисица зайца стережёт (сердито и энергично «Ф… Ф…Ф)
Холод, холод (на продолжительном выдохе – «В»)
Стужа, стужа («Бр-р)
Снег пушистый кружит, кружит…
Ехали мы, ехали
О… (несколько раз поднимаясь в верхний регистр и опускаясь в нижний)
Наконец доехали! (цокаем языком)
Сгорки – у- ух!
В ямку – бух!
Приехали!
В. Посмотрите, как красиво в лесу.
Р. В лесу зима, в лесу бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Леса одеты снегом.
И иней на берёзах,
Как праздничные блёстки,
У ёлочек макушки
В серебряной опушке.
В. Да, ребята, снега в лесу много. И на нём, как на картине всё видно и заметно. Посмотрите сколько здесь разных следов. Давайте попробуем определить, кто здесь ходил. (рассматриваем и определяем следы животных и птиц, среди следов находят несколько писем)
В. Ребята, посчитайте, сколько писем мы нашли? (3) Все они? (нет) Идём искать дальше.
Звучит музыка. Дети проходят мимо сугроба у ёлки и останавливаются.
В. Ох, кто-то в сугробе сидит и дрожит. Знаю я про него одну загадку.
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся…
В. Молодцы, отгадали. А заяц какой? (пушистый, красивый, трусливый, беленький, серенький, маленький, косой, длинноухий)
Ребята, давайте определим, сколько слогов в слове «заяц». (прохлопываем слово, определяем - 2 слога)
Что-то заяц наш загрустил. Сейчас узнаем, в чём дело.
(воспитатель подносит Зайца к уху, как будто тот ему что-то шепчет)
Всё понятно. Он расстроился из-за того, что слово «заяц» короткое.
В. А давайте сделаем это слово более длинным. (зайчик, заинька, заюшка, зайчонок) Прохлопаем эти слова и найдем самое длинное.
Ребята, где прятался зайчонок?
Составьте красивое полное предложение про зайчонка.
(Маленький беленький зайчонок прятался в большом сугробе под ёлочкой.)
Ну, что, зайка, теперь ты доволен? (зайка «шепчет воспитателю на ухо)
Ребята, какой был сначала зайка? (грустный)
А потом какой стал? (весёлый)
Смотрите, в сугробе рядом с зайчиком письма лежат. (Воспитатель поднимает письма. Дети и воспитатель пересчитывают письма и количество детей, сравнивают и определяют, что ещё не все письма нашли. Воспитатель кладёт письма в почтовую сумку)
В. Холодно в зимнем лесу. Руки мёрзнут. (потирает ладони) Правда, ребята?
Ну, ничего страшного, мы сейчас погреемся.
Чистоговорка «Л-Л-Л».
Ла-ла-ла – настали холода. (дети хлопают в ладоши)
Ул-ул-ул холодный ветер дул. (делают «тарелочки)
Тель-тель-тель – на дворе метель. (качают поднятыми руками)
Тели-тели-тели. (сгибают руки в локтях и вращают кулачками)
Весь день метут метели. (вращают кулачками перед грудью)
В. Ну вот и согрелись. Кто это там под деревом сидит?
(загадывает загадку)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
В. Лиса какая? (хитрая, пушистая, красивая, рыжая)
Что-то лиса какая- то сердитая, злая.
-Давайте ласково назовём её, может быть она изменит своё настроение. (лисонька, лисичка)
-Прохлопайте слово «лисичка». Сколько слогов в этом слове?
-А теперь, составьте про лисичку полное красивое предложение. (Рыжая плутовка лиса притаилась под деревом.)
-Ребята, какая была лисичка, когда мы её встретили? (злая, сердитая)
-А какая стала? (добрая, довольная)
С. Посмотрите-ка, у лисы под лапкой письма лежат.
Воспитатель поднимает письма. Дети пересчитывают письма и определяют, что нашли не все. Воспитатель кладёт письма в почтовую сумку.)
Звучит музыка. Дети проходят мимо картин с зимующими птицами и останавливаются.
Много у нас в лесу зимующих птиц. А это кто, ребята? (показывает на снегирей, синиц и клестов)
Дети называют птиц, рассказывают об их особенностях и составляют предложения, определяют количество слов в них.
В. Ребята, снегири нашли несколько ваших писем.
(Воспитатель поднимает письма. Дети пересчитывают письма и определяют, что нашли все. Воспитатель кладёт письма в почтовую сумку)
В. Вот и нашли мы все свои письма.
-Ребята, давайте отблагодарим наших лесных друзей за помощь, украсим ёлочку для них к новогоднему празднику.
Но игрушки новогодние у нас не простые – на каждой игрушке написана буква. Вы должны назвать звук, который обозначает данная буква и придумать слово на этот звук.
Дети, в зависимости от возможностей, могут либо придумать слово на заданный звук, либо дать его характеристику, либо просто назвать букву.
В. Какая красивая получилась ёлочка.
Р. А где же наш Снеговик? Может, он заблудился в лесу?
В. Давайте, ребята, его позовём.
Входит опечаленный Снеговик.
С. Я не нашёл письма. Простите меня, ребята. Не смог вам ничем помочь.
В. Дорогой Снеговик, мы нашли все письма. Но, всё равно, большое спасибо за помощь.
Ребята, давайте для Снеговика покажем движения, сопровождая их словами.
Игра «Снеговик» (координация речи с движением).
Давай, дружок, смелей, дружок, (дети показывают, как лепят снежки)
Кати по снегу свой снежок. (разводят руки в стороны, показывая большой ком)
Он превратился в большой ком,
И станет ком снеговиком. (ставят руки на пояс)
Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, (показывают руками глаза)
Шляпа, (кладут ладони на голову)
Нос, (приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу)
В руке метла. (поднимают одну руку вверх с широко раздвинутыми пальцами)
Но солнце припечёт слегка – (поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами – «солнце»)
Увы и нет Снеговика. (пожимают плечами и разводят руки в стороны)
Снеговик сидит и грустит.
В. Снеговик, ты расстроился? Не расстраивайся, до весны ещё далеко. Совсем скоро будет праздник, а мы ещё письма не отправили Деду Морозу.
С. А давайте я отнесу ваши письма Дедушке Морозу.
Дети и воспитатель соглашаются со Снеговиком и передают ему сумку с письмами, сопровождая действия словами.
Дорогой Снеговик,
Храбрый снежный почтовик!
В Новогодний лес пойдёшь,
В Великий Устюг попадёшь,
Наши письма отнесёшь
Дедушке Морозу.
С. Хорошо, я постараюсь. (Звучит музыка, Снеговик выходит из зала.)
В. Ребята, Снеговик обязательно доставит письма по назначению. А нам пора возвращаться в группу.
Упражнение на координацию речи и движений.
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем,
Шаг немножко замедляем,
Постепенно ускоряем.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.