Ольга Малышева
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Щедрая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Щедрая осень»
Цель: «Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе».
Задачи:
Обогащение активного словарного запаса детей по данной теме.
Закреплять название осенних месяцев, основные приметы осени, изменения происходящие осенью в растительном и животном мире, чем занимаются люди, как одеваются, отличительные особенности ранней и поздней осени.
Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Коррекция зрительной и вербальной памяти, мышления, развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим „Щедрая осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов.
Словарь: Существительные: осень, дождь, туман, лужа, заморозки, мороз, листья, деревья, птицы, животные и т. д.
Прилагательные: ранняя, золотая, поздняя, голые (деревья, холодный, пасмурное, морозное и т. д.
Глаголы: запасают, меняют шубку, улетают, прилетают и т. д.
Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, разучивание физкультминутки «Урожайная», отгадывание загадок.
Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ, планшет, муляжи овощей и фруктов, корзина.
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте поприветствуем друг друга и подарим улыбку.
Игра «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
У нас сегодня необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте, поприветствуем и наших гостей, подарим им свои улыбки.
Здравствуйте! Доброе утро!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, давайте с Вами поговорим об осени.
У каждого времени года свои признаки? Давайте вспомним признаки осени;
Дидактическая игра: «Признаки осени».
осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее, чем летом - в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги.
начинаются дожди, всё чаще моросит осенний дождик.
люди ходят под зонтиками, на улице много луж.
по утрам стелются туманы
порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром;
начинается пора листопада. (7 слайд)
по ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней;
птицы улетают на юг - в теплые страны, они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть;
животные готовятся к зиме, многие животные начинают «утеплятся» – их шерсть гуще и пушистее; с такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!;
многие звери меняют окрас своей шерсти: зайчик летом был серый – а концу осени стал белым;
звери стараются сделать побольше запасов на зиму, ведь зимой добыть еду очень тяжело; например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло;
ранней осенью созревают много овощей и фруктов.
А сейчас мы проверим, правильно ли вы запомнили признаки осени.
Дидактическая игра «Да или нет».
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Холодный ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнёзда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Звери норы закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаём ли сапоги? (да)
Солнце светит очень жарко? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать: куртки, шапки одевать? (да)
- Ребята, а как люди трудятся осенью?
Люди работают на полях, в садах и огородах. Наши мамы и бабушки варят варенья, компот, делают всякие овощные запасы на зиму.
Сегодня утром я получила письмо от бабушки Агафьи. Она пишет, что у нее в огороде выросло много овощей и фруктов. Ей трудно одной собрать весь урожай, и она просит о помощи. Поможем? (Ответы детей.) Тогда давайте отправляться в дорогу.
По тропинке мы шагаем –
Раз, два, три, четыре, пять!
Чтобы к бабушке на помощь
Нам с тобой не опоздать.
Ну-ка, встанем на носочки,
Чтобы домик увидать …
Вон виднеется домишко,
Можно к бабушке бежать. (Ю. Кириллова)
Дети бегут и садятся на стульчики.
Ну, что ж, а вот и бабушка Агафья. Давайте попробуем отгадать, что выросло у бабушки.
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать:
(чтение загадок, и показ овощей и фруктов на экране).
Дидактическая игра «Угадай»
Очень важный он сеньор –
Ярко-красный … помидор
Вас простуда валит с ног?
Ешьте поскорей…чеснок
Зайчик весел, бодр и ловок –
Съел он дюжину…морковок
Под дождем она промокла,
Но свежа, румяна…свекла
Ох, наплачемся мы с ним,
коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…лук
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют…огурцы
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? – репка
(Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка –
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли).
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. Яблоко.
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду пока Матрешка
Упадет сама в траву - Груша.
Синенькие детки
Висят в саду на ветке.
Сладкие и вкусные
С косточками узкими - Сливы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки.
Ну что же, пора приступать к работе. Поможем бабушке собрать урожай? – Да!
Где растут овощи?- Овощи растут в огороде, на грядках.
Где растут фрукты? – Фрукты растут в саду, на деревьях.
Сначала мы отправимся в огород и соберем овощи (собирают овощи)
Ну а теперь соберем и фрукты.
Эстафета: «Собери урожай»
Молодцы! А сейчас мы немножечко отдохнем, пока будем подводить итоги.
Физкультминутка:
«Урожайная» (аудиозапись песни, муз. Филиппенко сл. Волгиной)
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поём.
Урожай собирай,
Да на зиму запасай!
Ой-да, собирай
И на зиму запасай!
Мы - ребята молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох -
Урожай у нас неплох!
Ой-да, и горох,
Урожай у нас неплох!
Ты, пузатый кабачок,
отлежал себе бочок!
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Ой-да, не зевай,
А в корзину полезай!
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Ой-да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Воспитатель: – Какие молодцы, ребята, собрали и фрукты и овощи.
А для чего их выращивают? (Чтобы есть, готовить различные блюда, они полезные)
Что же можно приготовить из них? (Салаты, варенья, бутерброды и т. д.)
Дидактическая игра «Какой сок?», «Какое варенье?».
из яблок
из груш
из слив
из помидоров
из винограда
из лимона.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».
Предлагаю сделать салат из капусты, который очень любят кролики бабушки Агафьи.
Это что еще за куст?
Это что еще за хруст?
Как же мне без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Дидактическая игра «Как мы собрали урожай?»
Обратите внимание, на столе овощи и фрукты (муляжи). Вам нужно подойти, взять один овощ или фрукт, по желанию и правильно составить предложение. После этого положить – в корзинку. Не забывайте, что одни овощи мы срываем, другие выкапываем, третьи выдёргиваем, а некоторые срезаем.
Мы помидор срезали с веточки.
Мы репку выдернули из земли.
Мы лимон сорвали с ветки.
Мы капусту срезали ножом.
Мы морковку выдернули из земли
Мы огурец сорвали с веточки
Мы лук выдернули из земли
Мы яблоко сорвали с ветки
Мы свеклу выдернули из земли.
Мы сливу сорвали с ветки.
Подвижная игра «Хозяин сада и яблоки»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: все игроки – «яблоки». Один – «хозяин сада». Дети образуют круг, взявшись за руки, а «хозяин сада» встает в него и говорит: «Яблоко погрыз червь, и оно падает с дерева».
При этих словах дети бегут по кругу, а после слова «дерево» они должны быстро присесть. Тот, кто не успеет это сделать, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся 3 человека. Они – самые лучшие «яблоки».
Особые замечания: бегущим по кругу игрокам нельзя разъединять руки. Из двух игроков, не успевших присесть, выходит из игры тот, у кого окажется свободной левая рука. «Хозяин сада» следит за соблюдением правил игры.
Беседа с детьми об осени (по картине).
Давайте присядем на стульчики и послушаем стихотворение:
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – бродить в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу - стынуть,
Тучам – литься,
Ну, а нам, друзья.? Трудиться!
Ребята, как вы думаете о каком времени года говориться в этом стихотворении?
Дети: Об осени (показ слайда – картина «Осень»).
Как можно назвать эту картину? (ответы детей)
Золотая осень.
Почему? – Потому, листья на деревьях пожелтели и деревья стоят, как в золоте (золотые).
Осень и, правда – очень красивое и волшебное время года. Все деревья в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые. – В солнечный, яркий осенний денек кружится сорванный ветром листок. Падают, падают листья кругом, землю покрыв золотистым ковром.
Подведение итогов:
Молодцы ребята!
Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?
Что нового узнали?
Вы любите осень? Почему?
Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.
Бабушка Агафья: - Спасибо вам ребята за помощь. Вы – такие молодцы. И я хочу угостить вас яблоками из моего сада. До свидания!