Людмила Кокорева
Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема «Загляните в семейный альбом».
▼ Скачать + Заказать документы
Загляните в семейный альбом.
Предварительная работа:
• Вспомнить пословицы о семье.
• Найти своё фото в детстве.
• Подобрать фото своих мам, бабушек, дедушек, пап.
• Составить рассказ о себе (по схеме).
Задачи:
Коррекционно – образовательная:
• Активизация и актуализация словаря по теме «Семья».
• Автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков в спонтанной речи.
• Пополнение словаря по теме «Семья».
Коррекционно – развивающие:
• Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления.
Публикация «Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР, Тема „Загляните в семейный альбом“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развитие умения определять количество слогов, выполнять звуковой анализ слова, составлять предложения с заданными словами.
• Развитие умения подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными.
• Развитие понимания логико -грамматических конструкций.
• Развитие связной речи.
• Развитие общей и мелкой моторики; координации речи и интонационной выразительности речи.
• Развитие умения образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
Коррекционно – воспитательные:
• Воспитание семейных ценностей, желания познавать культуру своего народа с помощью пословиц.
Оборудование: интерактивная доска; слайды: «Жизнь первобытных людей», «Моя семья», «Семьи детей»(фото мамы, папы, бабушки, дедушки, схема рассказа с лицами каждого ребёнка, «Семейные праздники»; картинка семьи; картинка родителей с четырьмя дочерями и сыном (для сценки); платок; очки; буквы М,А (магнитные и на каждого ребёнка); условные обозначения звуков; фото семей на каждого ребёнка; картинки, как бабушка и дедушка взрослели; песня Э. Пьехи «Семейный альбом».
Содержание деятельности.
1. Оргмомент. Создание положительного микроклимата.
-Сегодня к нам в гости пришли гости, ваши родители.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят
Строго так на нас глядят.
- Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? А какие? Подберите слова (спокойные, улыбающиеся, добрые, светлые, открытые).
И не строго, а с улыбкой,
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами,
Чем ответим? (добротой).
- Давайте пожелаем гостям доброго утра.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро, - нам шепчут цветки,
Доброе утро, - журчат ручейки.
(ла – о,ла – о)
Доброе утро, - нам птица поёт.
(вивить, вивить)
Доброе утро, - скажет нам кот.
(мяу)
Доброе утро, - жужжит нам пчела.
(Ж – ж – ж)
Доброе утро, - как Ваши дела?
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро продлиться до вечера.
- Какое у вас настроение после прочтения стихов? (отвечают родители).
- Разрешите с хорошим настроением начать наше занятие.
2. Объявление темы.
- Я хочу сегодня с вами поговорить о семье.
- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные семьи не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни стал меняться. Появились семьи, похожие на те, которые мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже, детях. Вдвоём было легче вести хозяйство, оберегать и воспитывать потомство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Семья нужна человеку, пожалуй больше, чем другим существам. И это потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье это сделать легче.
3. Пополнение словаря по теме «Семья». Игра «Кто кому приходится?» (появляется картинка семьи).
-Мальчик для мамы и папы кто?
- Мальчик для бабушки и дедушки кто?
- Девочка для мамы и папы кто?
-Девочка для бабушки и дедушки кто?
- Папа для дедушки и бабушки кто?
- Мама для дедушки и бабушки кто?
- Мальчик для девочки в семье кто?
- Девочка для мальчика в семье кто?
- Сестра мамы для ребёнка кто?
- Брат папы для ребенка кто?
- Да, родственников много и запомнить их трудно, почти, как в сценке «Бабушка и внучка».
(Сценка)
Сценка.
Выходят девочки в костюме бабушки и внучки.
Внучка. – Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. - Ты Федина дочь, моего сыночка!
Внучка. – Мой папа большой, а совсем не сыночек!
Бабушка. - Сыночек. Брат моих четырёх дочек. Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Внучка. – Да разве у дочки мы были? У тети!
Бабушка. – Тетю твою я в люльке качала!
Бабушка. – Бабушка, стой, объясни всё сначала…
- Вот как всё запутано, давайте будем разбираться. Я хочу познакомить вас со своим семейным альбомом. (Показ слайдов и рассказ).
4. – А теперь познакомьте меня со своими семьями.
(Показ слайдов и рассказ детей)
5. Игра «Подбери признак». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи.
– А какие они, родные и дорогие для вас люди? Подберите как можно больше слов.
Мама (какая) – добрая, красивая, милая, спокойная, нежная, умная, требовательная.
Папа- строгий, умный, сильный…
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, седая, доброжелательная, ласковая…
Дедушка – старый, мудрый, седой…
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая…
Братик – сильный, маленький, большой, подвижный, смешной.
6. Работа над слоговой структурой слова. Составление предложений с заданными словами, выкладывание звуковой схемы слова.
- А сейчас давайте посмотрим на фото ваших родных и определим, сколько слогов в словах, обозначающих ваших родственников.
(папа, мама, бабушка, дедушка).
Дети определяют количество слогов, чертят схемы.
- Как вам удалось определить количество слогов? («прошагать слово», определить, сколько в слове гласных, протянуть их)
- Давайте составим схему слова мама (с выкладыванием букв).
- Придумайте предложения с любым из слов (папа, мама, бабушка, дедушка).
7. Развитие мелкой моторики.
- У всех у вас большие и дружные семьи. Послушайте стихотворение Г. А. Османова «Семья» и выполняйте движения.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Дети сжимают кулачки на обеих руках).
Начинаю я считать.
Папа раз,
(Сгибают большой палец правой руки)
Мама два,
(Указательный палец левой руки)
Три - сестра,
(Средний палец левой руки)
Четыре - я.
(Безымянный палец левой руки)
Деда с бабой не забуду:
Пять и шесть
Считать я буду.
(Мизинец левой и большой палец правой руки).
Как я рад, что у меня
(Сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Очень дружная семья.
(Сжимают обе руки в рукопожатии).
8. Игра «Назови ласково». Образование уменьшительно – ласкательных существительных.
- Как нужно относиться к членам своей семьи?
- Как по – вашему, если называть своих близких ласковыми словами, они будут рады? Давайте попробуем это сделать. (мама – мамулечка, мамочка, мамуля; дед -, папа -, брат -, сестра -)
9. Развитие мышления, связной речи.
- Ребята, а как вы думаете, папа, мама, бабушка, дедушка сразу стали взрослыми? (нет).
- Разделитесь на две команды: девочек и мальчиков. Девочки, расположите картинки так, чтобы можно было понять, как дедушка взрослел. (Малыш, мальчик, школьник, юноша, папа или мужчина, дедушка)
- Мальчики, расположите картинки так, чтобы можно было понять, как бабушка взрослела (малышка, девочка, школьница, девушка, мама или женщина, бабушка).
- Молодцы, вы справились с заданием.
10. Физкультминутка «Бабушка»
Устала наша бабушка, Дети стоят в кругу.
Присела на порог: Приседают.
«Куда пропал,
Куда пропал,
Куда пропал внучок?» Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону.
Подумала, поохала,
Потом тихонько встала, Встают.
Пошла вокруг да около
Искать внучка сначала. Идут кругом друг за другом.
11. Упражнения в образовании полных женских и мужских имен. Игра с мячом.
- Человек взрослеет и вместе с ним растёт его имя.
(образование полных имен всех присутствующих детей и их родителей).
12. Самостоятельные рассказы детей по своим личным фото.
- Выберите на столе свою фотографию и расскажите о себе по схеме (показ слайдов и рассказы детей по схеме).
- Как тебя зовут?
- Сколько лет тебе на фото?
-Какой ты на фото: грустный, веселый, серьёзный. Почему?
- На кого ты похож?
- Кем ты будешь, когда вырастишь (мужчиной или женщиной)
- Как вместе с тобой будет расти твоё имя?
- Назови своё полное имя, отчество, фамилию.
13. Развитие памяти.
-Прекрасно, вы справились с заданием.
-С давних времён народ отмечает праздники всей семьёй, и даже придумывает семейные праздники. Вспомним их. (8 марта, День матери, День защитника Отечества, День защиты детей, День семьи и верности)
- Вы, ребята, молодцы. С древних времен на Руси народ уважительно относился к семье, придумал о ней много пословиц. Давайте их вспомним. Помогут нам в этом родители (подключаются родители).
14. Создание группового семейного альбома.
- А сейчас давайте все ваши семьи соберём в большой групповой семейный альбом. (Звучит песня «Семейный альбом», на листе ватмана крепятся фотографии семей).
15. Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Как нужно относиться к членам своей семьи?
- Уважаемые родители, мы надеемся, что вы получили заряд хорошего настроения, и пусть частица добра и тепла освещает ваш дом. Цените и уважайте своих близких.
(Чаепитие)