Марина Киселева
Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Мы — эрудиты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей ведению коллективного диалога и диалога в паре.
Задачи: - развивать вербальное мышление;
- обучать детей анализу диалогической речи;
- активизировать в речи слова – помощники;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и
окружающим;
- умение высказывать собственное мнение и выслушивать ответы
других детей.
Пособия для занятий :
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: „Мы — эрудиты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Демонстрационный материал: модель зимних видов спорта; карточки с изображением зимних видов спорта; изображение олимпийских колец,, сосульки; свеча.
Раздаточный материал:, кольца разных цветов (черный, голубой, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, коричневый,); сигнальный блок (круг - с одной стороны красный, с другой зелёный); карточки с изображением факел с огнём, скакалка,мяч, ракетка.
Предшествующая работа:
1. Беседа о различных видах спорта.
2. Информация о возникновении Олимпийских игр.
3. Чтение художественной литературы по теме спорт.
4. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
1 часть «Ситуация успеха»
Восп. : -Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чём отличие этих двух понятий?
Дети: Физкультурой может заниматься каждый, потому что там не сложные упражнения, а спорт – это определенный вид упражнений и требует много усилий и терпения.
Работа с моделью.
Восп. : Что вы видите на этой карточке
Дети: это предметы к различным видам спорта;
здесь изображены лыжи, коньки, клюшка с шайбой, санки.
Воспит. : (вешает снежинку) если я добавила снежинку, то о каких видах мы будем говорить?
Дети: что, это зимние виды спорта.
Восп. : Эта карточка будет обозначать все зимние виды спорта.
Восп. : А какие зимние виды спорта вы знаете? Давайте мы обозначим их в нашей модели.
Дети: хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина.
2 часть «ситуация поиска»
Восп. : Как вы думаете, спортсмены умные люди?
Дети: Я считаю, что спортсмены умные люди, потому что они много знают о спорте, читают книги, умеют слушать тренера и выполнять его команды, они ездят в другие страны для участия в соревнованиях и узнают там что новое.
Восп. : Вы такие молодцы и я тоже считаю вас умными детками, поэтому предлагаю принять участие в игре «Эрудиты» и показать нашим гостям, что вы то же много знаете.
-А кто такие эрудиты?
Дети: Эрудиты – это люди, которые очень много знают.
Восп. : правильно. Сейчас подойдите ко мне и возьмите себе любую эмблему и найдите соответствующий стол. И придумайте, как вы назовёте свою команду.
-Как ваша команда называется.
Дети: яхтсмены; теннисисты.
Восп. : Ребята, бывает много опасностей. А могу ли быть опасными сосульки?
Дети: Сосульки могут упасть на голову и человек, получит травму.
Восп. : Посмотрите, сколько опасных сосулек у нас. Давайте оградим людей от опасности. Я буду задавать вопросы, а вы будите отвечать. И за правильный ответ мы будем убирать одну сосульку. Чем больше правильных ответов, тем больше сможем помочь людям.
- Перед вами лежат сигнальные блоки. Если знаете ответ на вопрос, вы показываете зелёный цвет, а если затрудняетесь то красный.
1-й вопрос: Знаете ли вы, как называются самые главные соревнования у спортсменов?
Дети: Олимпийские игры
2-й вопрос: опишите эмблему Олимпийских игр.
Дети: 5 Олимпийских колец разного цвета.
3-й вопрос: Что обозначают эти кольца?
Дети: это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов
4-й вопрос: Назовите, какие цвета используются на кольцах и что они означают?
Восп. : Перед вами ленточки. Выберите нужные цвета и покажите нам.
Дети: Голубое кольцо символизирует Европу, жёлтое – Азию, черное – Африку, зелёное - Австралию, красное – Америку.
5-й вопрос: Так кто же может участвовать в Олимпийских играх?
Дети: самые сильные и подготовленные спортсмены всего земного шара
6-й вопрос: Выберите среди карточек символом Олимпийских игр?
Дети: огонь
7-й вопрос: Где зажигают огонь?
Дети: в Греции на горе Олимп
8-й вопрос: Как доставляют огонь на стадион, где будут проходить Олимпийские игры?
Дети: зажженный факел доставляют бегуны
9-й вопрос: В какое время года проводятся Олимпийские игры?
Дети: Зимой и летом.
10-й вопрос: В каких видах спорта соревнуются спортсмены в зимних Олимпийских играх?
Дети: Фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, хоккей, прыжки с трамплина и т. д.
Восп. : Ребята, какие вы молодцы, столько опасных сосулек убрали, сделали доброе дело. Рассказали много интересного.
Восп. : А как вы думаете, умеем ли мы разговаривать?
Дети: Да
Восп. : Давайте послушаем Антошу и Даниила.
Диалог: Встретились два приятеля, которые давно не виделись.
Даниил: - Как живёшь?
Антоша: - Нормально.
Даниил: - А со спортом как?
Антоша: - Нормально.
Даниил: - Ты говорят, болел гриппом, теперь всё в порядке?
Антоша: - Нормально.
Даниил: - Хорошо, значит?
Антоша: - Ну нормально. (перебивает)
Даниил: - Странно ты говоришь Антон?
Антоша: - Почему, нормально! (грубо)
Даниил: - Ты считаешь – нормально?
Антоша: - Нормально. (тихо)
Восп. : - А теперь давайте послушаем Полину и Настю, что из этого получилось.
Настя: Здравствуй Полина!
Полина: Здравствуй!
Настя: ты возвращаешься из бассейна?
Полина: Да, я продолжаю ходить в бассейн, и даже получила значок «Я умею плавать».
Настя: Я тоже, хотела бы, ходить на плаванье! Но только считаю, что это опасно.
Полина: Позволь с тобой не согласиться, ведь сначала нас обучает тренер.
Настя: Это конечно правильно, но всё равно я считаю, что плаванье – это опасный вид спорта. Несмотря на это, я хочу научиться плавать, так как мы живём возле моря, и часто купаемся.
Полина: Ну, до свидания Настя. Я очень рада, что мы встретились.
Настя: И я тоже с удовольствием с тобой поговорила. Всего доброго.
Анализ:
Восп. : Как разговаривали друзья? Чья беседа вам понравилась больше? . : Почему?
Дети: Антоша и Данила разговаривали плохо.
Восп. : Что получилось?
Дети: Разговаривал одним словом, грубо, перебивал, тихо, недоброжелательно и т. д.
Восп. : А как говорили Полина и Настя?
Дети: Вежливо, доброжелательно.
Восп. : На что нужно обратить внимание?
Дети: Нужно разговаривать правильно, а не так как Антоша.
Восп. : А какие нужно использовать слова?
Дети: - Это, конечно, правильно, но….
- Я с тобой согласен, но…
- Хочу возразить, потому что…
- Думаю, ты не прав.
- Не могу с тобой согласиться….
- Несмотря на это, я считаю, что….
- Надеюсь, ты согласишься, ….
Восп. : Правильно вы назвали слова – эти слова наши помощники.
Так о чём же мы должны помнить, когда разговариваем друг с другом.
Дети: -не перебивать; не торопиться;
- не кричать; уметь слушать другого;
- не говорить грубых слов; говорить по теме;
- использовать красивые слова;
Восп. : А теперь ребята поднимите зелёный сигнальный блок, если вы считает что научились. А кому ещё нужно поучиться общению красный цвет.
Восп. : а сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру. Одна команда будет говорить, чем полезен спорт, а другая чем он плох.
3 часть «Рефлексия»
Восп. : А какое доброе дело мы сегодня сделали?
Дети: Мы позаботились о людях.
Восп. : А чему научились сегодня на занятии?
Дети: разговаривать друг с другом.
Восп. : Давайте назовём слова – помощники для беседы. У меня есть свеча, она будет гореть до тех пор, пока вы будите называть слова, как только вы перестанете называть слова – помощники, она погаснет.