Ольга Лыгина
Занятие учителя-дефектолога с использованием интерактивной песочницы «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить представления о смене времён года, и их характерных признаках.
Задачи:
Развивающие:
- развивать внимание, память, творческое мышление и воображения, мелкую моторику пальцев и кисти руку.
Образовательные:
- создавать условия для получения сведений об окружающем мире (времена года);
- расширять словарный запас.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к сверстникам, умение следовать правилам;
Публикация «Занятие учителя-дефектолога с использованием интерактивной песочницы „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Интерактивная песочница
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- воспитывать познавательные способности детей.
Предварительная работа:
- вспомнить пословицы, поговорки, загадки о времени года.
- рассматривание иллюстраций о зиме, весне, лете, осени.
Правила при работе с песком:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;
Нельзя бросать песок в других ребят или брать его в рот;
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места;
После игры с песком необходимо вымыть руки.
Оборудование: интерактивная песочница, игрушки насекомых, фигурки деревьев, музыка (по времени года : зима-вьюга, скрип снега под ногами; весна-спокойная музыка пробуждение природы; лето-поют птицы, капли дождя, спокойная музыка; осень-ветер, дождь;).
Время реализации занятия : 30 минут.
Целевая аудитория: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Место проведения: ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос», отделения
реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими
возможностями.
Дата проведения: 2021 г.
Ход занятия.
Работа ведется с помощью интерактивной песочницы
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог : «Сегодня ребята, мы отправимся в путешествие по временам года, с помощью интерактивной песочницы». Дети встают в кружок.
Поиграем в игру «Знакомство». Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует, о себе и начнё м со слов: «Здравствуйте, меня зовут, настроение у меня отличное и т. д., я желаю всем добра и здоровья». Нам поможет поиграть сердечко (педагог показывает мягкую игрушку сердечко). Мы будем его передавать по кругу, и тот, к кому попадёт в руки сердечко, громко себя назовёт и поздоровается.
Учитель-дефектолог :
- Молодцы, ребята. Я услышала в ваших голосах доброту,
2. Основная часть
Учитель-дефектолог : «Есть у природы Четыре страницы, Есть у погоды Четыре сестрицы».
Учитель-дефектолог : «Ребята, вы догадались, о чём я говорю, о каких страницах, о каких сестрицах?» (ответы детей).
Правильно я говорю о временах года.
Сколько их? (четыре). (дети называют времена года).
Всюду снег искрится, к нам пришла сама, первая сестрица Зимушка-Зима.
(Педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей).
Ребята, посмотрите, почему всё становится белым? ( Ответы детей: выпал снег).
Что стало с рекой и озером? (Реки и озёра покрылись льдом).
Ребята, а чем же можно заниматься зимой? ( Ответы детей: Лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках и т. д., играть в снежки). Звучит музыка зимы (вьюга, метель, хруст снега под ногами). ( С детьми закрепляют названия зимних месяцев: декабрь, январь, февраль).
Прилетают птицы. Звери просыпаются. Вторая сестрица Весной называется. Звучит спокойная, тихая музыка пробуждение весны.
Солнце стало припекать (все вместе, круговые движения руками). Стали капельки стучать (маршируют на месте). Капля раз, капля два (подставляют то одну, то другую ладонь, имитируя что на ладони капают капельки).
Капля медленно сперва (ручеёк руками вперёд, А потом быстрей, быстрей (ручейки руками в бок, то в один, то в другой). Побежали ручейки, (прыгают на месте).
Их попробуй догони (бегут на месте).
(Дети подходят к песочнице).
Ребята, посмотрите и расскажите, что бывает весной, оживите нашу картину. (Детям представляется набор фигурок (деревья, насекомые). (Педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей).
Что случилось со снегом? (Тает, превращается в воду). Воды становится так много, что появляются ручьи.
Что появляется на деревьях? (На деревьях появляются маленькие листики). Кто просыпается от зимней спячки весной? ( Ответы детей: животные и насекомые).
Какие? (Медведи, ежи, насекомые (жуки, кузнечики, гусеницы). (Фигурки насекомых заранее спрятаны в песке).
Попробуйте найти насекомых (находят и называют насекомых). - Какое время года наступило? (Наступила весна).(закрепляют название весенних
месяцев :март, апрель, май.)
Сыты, все согреты. Солнца ярким светом. Третью сестрицу называют Лето.
Ребята, посмотрите и расскажите, что бывает летом. (Педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей).
Как изменятся деревья? (Деревья покроются густыми зелёными листьями).
Что можно увидеть летом на поляне? (Цветы, ягоды).
Кто летает над поляной? (Бабочки, стрекозы, пчёлы).
Что бывает летом после дождя? (Радуга).
Какое время года наступило? (Наступило лето).
( С детьми закрепляют названия летних месяцев: июнь, июль, август).
Сделаны запасы. Листья облетают. Четвертая сестрица – Осень золотая. Звучит музыка осени (ветер, дождь, гром, дети слушают музыку и рассказывают (что они слышат).
Почему называют осень золотой? (Ответы детей).
Давайте превратим нашу картину в золотую осень. (Педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей).
Что происходит с листьями на дереве? (Желтеют, краснеют, опадают). С детьми проговаривают, какие животные и насекомые ложатся спать под зиму.
А ещё осенью часто идут дожди.
Набирают песок в кулачок, медленно разжимая. (песок сыпется).
Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. (Дети считают на пальчиках вместе с педагогом и проговаривают). Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом. (Дети рассказывают, сколько дождей они насчитали). Дождь льёт, и на земле получаются лужи (разрываем песок, изображая лужи).
Какое время года у нас получилось? Настоящая осенняя картинка! ( С детьми закрепляют названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь).
3. Подвижная игра «Ориентировкой во времени»
Ведущий бросает мяч, поймавший отвечает на вопрос. Назови части суток, назови месяцы, дни недели, времена года, вчера, сегодня, завтра.
4. Рефлексия.
Ребята, что вам запомнилось сегодня на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
Что нового вы узнали?
А какое настроение у вас сейчас в конце занятия?
Давайте дружно друг другу похлопаем. Впереди у нас с вами новые открытия, а на сегодня все. До свидания!