Наталья Погорелова
Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»
(подготовительная к школе группа)
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Продолжить знакомство с творчеством С. Есенина; показать красоту, неповторимость, задушевность поэзии С. Есенина.
2. Обогащать знания детей о временах года с помощью живописи, музыки и художественного слова.
Публикация «Интегрированное занятие „Времена года в поэзии С, Есенина“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Есенин С.А.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
3. Закреплять умение передавать своё отношение к природе с помощью художественного слова.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. Развивать и совершенствовать психофизические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость посредством подвижных народных игр.
2. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие в процессе игры; учить совместным действиям в игре.
3. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игры, выполнении правил и норм поведения.
4. Воспитывать интерес детей к народным играм родного края.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Совершенствовать речевые навыки детей в игровой деятельности.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Обогащать знания детей о временах года с помощью живописи, музыки и художественного слова.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей.
3. Способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Предварительная работа:
Беседы о временах года, составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам, разучивание стихов С. Есенина, выставка рисунков «Времена года».
Предметно – пространственная среда: Панно «Времена года» (на стене, рисунки детей по произведениям С. Есенина, аудиозапись с песнями на слова С. Есенина, презентация «Времена года в поэзии С. Есенина», проектор, атрибуты для игр и хоровода - венок, шапочка-маска «солнце», поднос с карточками-смайликами по количеству детей.
Ход занятия.
Вводная часть:
Дети входят в зал, приветствие. Детям предлагается сесть на скамейки.
Инструктор: Обратите внимание на панно, которое сегодня у нас в зале на стене. Как вы думаете, что оно обозначает? Я загадаю вам загадку, она поможет вам правильно ответить, что изображено на панно.
Ходят кругом
Друг за другом:
Один снежный,
Другой нежный,
Третий молодой,
Четвертый золотой.
Ответы детей. (Времена года).
Воспитатель: Какие времена года вы знаете?
Ответы детей. (Лето, осень, зима, весна).
Воспитатель: Что вы знаете об осени?
Ответы детей. (Идут дожди, листопад, сбор урожая и т. п.)
Воспитатель: Что вы знаете о зиме?
Ответы детей. (Холодно, морозно, идет снег).
Воспитатель: Что вы знаете о весне?
Ответы детей. (Тает снег, тепло, прилетают птицы).
Воспитатель: Что вы знаете о лете?
Ответы детей. (Жарко, светит солнце, цветут цветы).
Воспитатель: О временах года вы уже знаете достаточно много. Времена года все разные, но каждое прекрасно по-своему. Увидеть и почувствовать всю красоту и величие нашей природы нам помогут стихи нашего знаменитого поэта - земляка С. Есенина.
Основная часть:
Показ презентации «Времена года в поэзии С. Есенина» (показывает инструктор)
1 слайд:
Сергей Есенин родился в крестьянской семье, Рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Рязанская земля одарила С. Есенина красотой, силой, талантом.
2 слайд:
Многие стихи Есенина - о родной природе. Его удивительно красивые стихи описывают весенние рассветы и ночи, золотую осень, зимние вьюги и летние дни.
3 слайд:
Одно из времен года Есенин особенно любил. Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Осень - любимое время года поэта. Осени Есенин посвятил много стихов.
Воспитатель: Послушайте.
1ребенок. «Закружилась листва золотая».
2ребенок. «Нивы сжаты, рощи голы».
Воспитатель: Вы заметили, что стихи С. Есенина лиричны, мелодичны и певучи? Композиторы написали на некоторые стихи музыку, так появились замечательные песни и романсы.
4 слайд:
Давайте послушаем песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».
5 слайд:
Какое время года изображено? (зима)
Зима - чудесная пора. Зимой все кажется таинственным и сказочным. Послушайте стихотворение Есенина о зиме.
3 ребенок «Поет зима, аукает».
6 слайд:
Вы видите дерево – символ русской природы – берёзу. Всем хорошо известно стихотворение «Берёза». Давайте все вместе прочитаем и покажем это знаменитое стихотворение Есенина.
Построение детей в круг.
Психогимнастика «Белая берёза»
Берёза. Построение в круг, о. с., руки внизу.
Белая берёза Медленное поднятие рук через
Под моим окном стороны.
Принакрылась снегом, Медленное опускание рук через
Точно серебром. стороны.
На пушистых ветках Поочерёдные плавные взмахи рук:
Снежною каймой взмах правой – поворот головы в
Распустились кисти правую сторону, то же влево.
Белой бахромой.
И стоит берёза Поднятие рук вперёд – вверх,
В сонной тишине, подняться на носки, медленный
И горят снежинки наклон вниз, коснуться носков
В золотом огне. ног, выпрямиться.
А заря, лениво Движение по кругу боком
Обходя кругом, приставным шагом, делая
Обсыпает ветки взмахи руками вперёд – вверх.
Новым серебром.
7 слайд:
Какое время года изображено? (весна). Весной оживает природа, распускаются цветы и листья. Давайте послушаем стихотворение Есенина «Черёмуха».
8 слайд:
4 ребёнок «Черёмуха».
Во времена Есенина водили хороводы, затевали игры. Вы хотели бы поводить хоровод? Становитесь в круг!
Хоровод-игра «Со вьюном я хожу» (выполняется под музыкальное сопровождение)
Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках «вьюнок». Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
9 слайд:
Посмотрите, какое время года изображено? (лето).Послушайте стихи Есенина о лете.
5 ребенок «С добрым утром».
6 ребенок «Гляну в поле, гляну в небо».
Инструктор: Лето – самое тёплое время в году, для детей пора игр и развлечений. Какое же лето без интересной русской народной игры! Поиграем в летнюю игру с солнцем.
Русская народная игра «Игра с Солнцем»
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. Игра повторяется 3 раза с новыми ведущими.
Дыхательная гимнастика «Покажи солнышко» (Проводится с построением детей в круг).
Заключительная часть:
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на наше панно «Времена года». (Дети встают полукругом перед панно.) Мы сегодня прочитали и даже показали много стихов о временах года знаменитого русского поэта Сергея Есенина. Каждое время года неповторимо и по – своему прекрасно. А какое время года нравится вам? (Ответы детей).
Инструктор: Предлагаю каждому взять с подноса смайлик и прикрепить к изображению того времени года, которое понравилось ему больше всего.
Дети прикрепляют карточки–смайлики к панно «Времена года».
Инструктор: Посмотрите, ни одно время года не осталось без ваших улыбок. Родная природа красива в любое время года. А с помощью стихов Сергея Есенина о родной природе времена года получились еще боле красивыми и удивительными.
Список литературы.
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез,2016.
2. Есенин С. Стихи детям. Сборник. - М. :Эксмо,2015.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Сборник. – Спб. :
Детствопресс,2015.
4. Микляева Н. В. Физкультурно–оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. - М. : УЦ «Перспектива», 2011.
5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
6. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. - Спб., 1997.