Алена Баева
Занятие «Труд земледельца велик и почетен»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд земледельца велик и почетен
Цель: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых,
живущих в сельской местности. Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Расширять знания о механизмах оборудования, облегчающего труд. Воспитывать у детей уважение к хлебу и благородное отношение к труду хлеборобов.
Публикация «Занятие „Труд земледельца велик и почетен“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Материал: Картинки с изображением сельскохозяйственных машин. Репродукция картины И. Шишкина «Рожь». Коробочка с хлебным зерном (пшеничным). Увеличительное стекло. Тарелочка. Батон хлеба или каравай. Колосья ржи и пшеницы.
Ход занятия
Дети, сегодня у нас интересное занятие, - говорит воспитатель. Давайте поговорим сегодня о хлебе и о том, как его выращивают. Скажите, вкусно есть без хлеба? (Ответы детей).
Хлеб, дети, нужен каждому человеку. «Хлеб - всему голова», - говорится в пословице. А это значит, что он - самый главный продукт.
Как вы думаете, кто же выращивает хлеб для всех? (Ответы детей).
Посмотрите на картинку. (Показывает). На ней изображена весна. В поле выходит трактор, которым управляет тракторист. У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю - изготовить мягкую и теплую постель для зерен.
Едет конь стальной
Рычит,
Сзади плуги волочит.
Как вы думаете, что еще нужно сделать с землей? (Ответы детей).
Правильно, посеять семена пшеницы или ржи. Но, прежде чем будут засевать поле, землю должен обязательно проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает на поле, отвечает за хороший урожай. Он говорит, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрели ли ее. Посмотрите на хлебные зернышки (лежат на тарелочках). Возьмите их на ладошку: видите, какие они маленькие, а их ростки пробьются через слой земли. Рассмотрите получше через лупу. (Дети рассматривают). Семена быстро прорастут, если земля будет влажной, теплой. Кто расскажет, как получается сев? (Версии детей).
Засевают зерно с помощью сеялок.
Артем, скажи, семенами каких растений засевают хлебные поля? - спрашивает воспитатель. (Пшеницы, ржи).
Правильно, быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнцу. Пшеница, рожь начинают колоситься, цвести и, наконец, созревают. Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются как золотые.
Воспитатель показывает иллюстрацию И. Шишкина «Рожь».
Посмотрите на эту картину. Какое красивое поле, покрытое колосьями! Тучные колосья уже склонились под своей тяжестью к земле. Послушайте стихотворение:
За околицей станичной
Между рощей и рекой
Начинается такой
Ярко-бронзовый прибой.
Дети, как можно узнать, что хлеб созрел? (По цвету, поле становится желтым, золотым).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть колоски ржи и пшеницы. Дети выясняют, что у пшеницы зерна круглей и толще, а у ржи - длинней и тоньше.
Вероника, расскажи, что ты видишь на картине? (Кругом растет рожь, а вдали - большое дерево.)
Сережа, расскажи ты теперь, - говорит воспитатель. (Художник нарисовал очень солнечный день, жарко, и я вижу: среди колосьев растут васильки. Рожь уже поспела, - говорит ребенок).
Молодцы, дети! В конце Лета или в начале осени у хлеборобов начинается ответственная пора - жатва, т. е. уборка урожая. Отгадайте загадку:
Он идет, волну сечет.
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)
Трудная это работа - уборка зерна. Работают комбайнеры днем и ночью, сменяя друг друга. Как вы думаете, куда отвозят собранное зерно? (На элеватор).
Верно, грузовые машины с поля увозят зерно на элеватор. Там оно хранится. Его высушивают, очищают и отправляют на мельзавод, чтобы смолоть зерно в муку. Давайте вспомним, что мы из муки пекли? (Сначала готовили тесто, а потом делали печенье).
Вот видите, дети, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем он попадет к нам на стол. Хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий, душистый хлеб.
Как вы уже поняли, много людей работает, чтобы зерно стало хлебом. Надо помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, пекарей, продавцов. И всегда им говорить «Спасибо!» За добросовестный труд наше правительство награждает хлеборобов орденами и медалями. Но нужно не только благодарить за хлеб, нужно его беречь и никогда не бросать. «Растеряешь крохами - не соберешь ворохами», - говорится в пословице. «Труд земледельца велик и почетен».
Входит ребенок с подносом в руках, на котором каравай и баранки, и говорит:
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто.
И пришел на стол он хлебом.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
Воспитатель угощает детей. Затем воспитатель напоминает дежурным о своих обязанностях. Дети обедают и хвалят хлеб.