Галина Гамагина
Конспект занятия «Волшебница чудо-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебница – чудо вода!
Цель: Обеспечить условия для формирования представлений о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много интересного.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься ею
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера)
- формировать бережное отношение к природе
Развивающие:
- Развивать умение самим добывать знания, делать выводы, доказывать, объяснять свою точку зрения, умение анализировать и рассуждать
Публикация «Конспект занятия „Волшебница чудо-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- Создавать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности
- Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью
- Развивать творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении поделки из песка
- Совершенствовать мелкую моторику рук.
Образовательные:
- Организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному им экспериментированию;
- Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, имеет три агрегатных состояния – твердая, жидкая, газообразная); обеспечить условия для формирования представлений о том, что в воде многие вещества растворяются
- Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции)
Расширять и активизировать словарный запас: (прилагательные в сравнительной степени) – спокойное, приятное, штормовое, темное, могучее.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра
2. Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, моделирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определения качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей
Оборудование: три стакана с теплой водой, сахар, соль, акварельные краски, 200-гр. бутылочка с завинчивающей крышкой (по количеству детей, столовая ложка, сухой песок в глубокой мисочке, цветные мелки, глобус, аудиозапись шума дождя. Репродукции картин И. Айвазовского «Девятый вал» и «Тихий берег». Иллюстрации к сказке Н. Грибачева «Заяц Коська и Родничок», 5 стаканов, пищевая краска, шприц.
Предварительная работа: Чтение сказки Н. Грибачева «Заяц Коська и Родничок»; беседы о воде (где находится, как человек использует воду); просмотр видиоматериалов «Откуда берется речка», «Вода в природе», рассматривание на прогулке снежинок, льда; чтение и рассматривание картинок «Кто живет в воде?», разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»;
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие :
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Дети: Это вода!
Воспитатель: Верно, это вода. Давайте посмотрим на глобус. Глобус – это…. ?
Дети: Глобус – макет нашей Земли, макет земного шара.
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего
Воспитатель: Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?
Дети: Синий цвет – вода. Это речки, моря и океаны нашей планеты.
Воспитатель: Скажите, как человек использует воду?
Дети: готовит пищу, пьют, купаются и т. д
Воспитатель: И вправду, жизнь без воды представить сложно. Давайте вспомним стихотворение о воде, которое мы с вами учили.
(Чтение по ролям стихотворения Н. Рыжовой)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода _
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ну а все-таки, что же такое вода? Как бы вы сказали?
Дети: Жидкость
Воспитатель: Давайте проверим ваше утверждение. Но сначала вспомним правила безопасности при работе в лаборатории:
(дети вспоминают правила безопасности)
1. Не кричать.
2. Нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества.
3. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
4. Каждую вещь нужно класть на место.
5. Работать нужно дружно.
Опыт 1. Для его проведения потребуется три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей, какую форму приняла вода? Подвести детей к выводу: что вода принимает форму того сосуда в котором находится. Вода – жидкость.
Далее проводится опыт с песком. Песок насыпается в формочку, затем из формочки в ведерко. Песок тоже меняет форму. Значит песок тоже жидкость? (предположительные ответы детей). Давайте проверим это опытным путем.
Опыт 2. Опрокидываем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой. Значит, вода и песок - разные вещества: вода жидкая, песок - сыпучий. Лежит себе горкой. Предложить детям взять в ладошки воду, вода выливается с ладошек, а песок – нет.
Итак, мы узнали: вода – жидкость. Теперь необходимо определить какого она цвета? Как вы считаете? (предположительные ответы детей)
Опыт 3. Перед детьми стоят два одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко. Дети опускают чайные ложки в стаканы.
Делаем вывод: в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет, значит вода прозрачная.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратится в маленькие капельки дождя. (звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитались произносит волшебные слова, и игра начинается. Воспитатель говорит, что она мама- Тучка, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Капельки веселились от души: плавали, прыгали, летали, но спустя некоторое время скучно им стало развлекаться поодиночке. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (дети – капельки берутся за руки, встретились ручейки друг с другом и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плыли капельки по большой реке долго, оказались сначала в море, потом в океане (перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, но вдруг вспомнили, что мама Тучка наказывали им обязательно домой вернуться. А тут как раз пригрело солнышко, стали капельки легкими, потянулись вверх (приседают, поднимаются, вытягивают руки вверх). Испарились они под горячими лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки! Теперь с мамой побудете, она соскучилась без вас!
Воспитатель: Отдохнули. Давайте вернёмся в нашу лабораторию.
Как вы думаете, если я в воду добавлю соль, что произойдет? (ответы детей, давайте проверим наше предположение.
Опыт № 4
В стаканах чистая вода. Посмотрите в один стакан Настя положит ложку соли. Что произошло? (соль опустилась на дно)
Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.
А во второй стакан Андрей положит ложку сахара и тоже приклеиваем этикетку. Что произошло с сахаром? (сахар опустился на дно). Как вы думаете раствориться ли краска в воде? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и накапайте краску в воду. Что происходит? (Краска растворяется в воде и окрашивает ее)
Пусть эти стаканы постоят, а мы поработаем с песком за третьим столом. Какого цвета песок? А можно ли его окрасить, но так чтобы он остался сухим? (предположительные ответы детей) Я вам сейчас покажу, как это можно сделать. Вы видели вот такой цветной мелок? (Да рисовали им на доске и на асфальте). Мелок нужно растереть в ступке, вот так, а затем смешать с песком. Видите, песок стал розовым. А теперь смешайте свой песок с уже растертым мелком. Какого цвета у тебя Настя получился песок? А у Маши? Правда, интересно? Хотите сложную, но интересную работу сделать? Тогда смотрите, я беру маленькую бутылочку и вставляю в нее воронку. Затем беру ложку зеленого песка и насыпаю его в бутылочку. Видите, я очень осторожно насыпаю песок, не встряхиваю бутылочку. (Насыпает таким же образом по ложке песка разного цвета до самого верха и закручивает крышку. В бутылочке получается узор из разноцветных полосок песка. Важно не встряхивать песок, иначе он перемешивается и смесь будет просто грязной и некрасивой)
Воспитатель: Теперь попробуйте сделать полосатый узор в своей бутылочке. Можно переходить от одной миски к другой. Не забывайте, что переносить бутылочку нужно очень осторожно, чтобы песок не смешался.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Как красиво у вас получается! Не забывайте, что насыпать песок нужно под самую крышку, чтобы пустот совсем не осталось.
Вам нравятся эти полосатые бутылочки? Пусть они останутся на этом столе, а мы вернемся к столу, где работали с водой.
Как думаете, если мы будем в чистый стакан наливать сначала красную воду, затем зеленую и синюю, то полоски получатся такие, как в ваших бутылочках? Смотрите внимательно, я буду наливать цветную воду. Что происходит? (Цветная вода смешивается, полоски не получаются, как из цветного песка)
Опыт № 5. А теперь мы с вами проведем интересный опыт, который поможет нам сделать полосатый узор из воды. Маша добавь в первый стакан 1 ст. ложку сахара, Дима а ты во второй стакан 2 ложки сахара, Андрей ты в третий — 3, в четвертый Максим добавит — 4. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды, хорошо перемешайте. Маша добавь в свой стакан несколько капель красной краски, Дима в свой стакан несколько капель желтой, зеленую Андрей добавит в свой стакан, а синюю краску — добавит Максим. Снова перемешайте. Теперь я возьму шприц или просто ложку столовую (синею краску лучше ложкой, остальные шприцом, и аккуратно добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. (Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.) Посмотрите, какая красота у нас получилась…
Давайте вернемся и посмотрим, что произошло с солью в стакане? Куда она исчезла? Да, соль растворилась в воде. Какой здесь стала вода? (соленая). Сахара тоже не видно в стакане. Что с ним произошло? А какая на вкус будет вода в этом стакане? (сладкая). Запомните, вода растворяет соль, сахар, акварельные краски. Песок можно смешать с краской, но растворить ее он не может.
Воспитатель: Ребята, вспомните мы с вами читали сказку про зайца Кузьку и Родничок. В каких трех состояниях увидел заяц воду? (вода-жидкость, облачко – пар, снег (лед) – твердое). Объяснение детей сопровождается показом иллюстраций из книги).
Жидкость мы с вами уже видели, теперь попробуем увидеть пар и лед.
Опыт № 6
Воспитатель открывает термос с кипятком. Что вы видите? (ответы детей, держит над паром зеркальце – на нем выступают капельки воды. Их показывает детям. Итак, мы узнали еще об одном состоянии воды – паре. А где мы с вами можем увидеть лёд? (ответы детей). Если вынесем воду на мороз она превратиться в лед. Снег и лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, если его поместить в теплое помещение? (ответы детей). Давайте проверим.
Опыт № 7
Перед каждым ребенком тарелочка с ледяным кубиком. Дети берут в руки лед и греют его в ладошках, на руках появляется вода. (после проведения опыта необходимо вытереть руки салфеткой)
Воспитатель: Итак, вода, пар, лед – одно и тоже вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Ребята, я хотела бы вас спросить еще вот о чем. Как вы думаете, что такое характер?
(Ответы детей это какой человек бывает. Это как себя ведешь. Это когда человек злой или добрый. Это характеристика человека)
Воспитатель: Как вы думаете у воды есть характер? Каков он?
(воспитатель дает детям высказать свое мнение. На мольберт выставляется репродукция И. Айвазовского «Девятый вал» и «Тихая бухта»)
Воспитатель: Какое здесь море? (ответы детей штормовое, темное, страшное. Если дети затрудняются можно задать наводящие вопросы. Например, если вода бурлит, значит, она какая?. Если корабль может перевернуться и могут погибнуть люди, то какое в этот момент море)
Можно ли назвать море на этой картине могучим? Почему? (ответы детей море бросает корабль как щепку из стороны в сторону, и даже сильные и отважные моряки не могут справиться с этой стихией)
Воспитатель: А на этой картине, какая вода в море? (спокойная, приятная). Итак вода может быть какой? (ответы детей- злой и доброй, бушующей и спокойной, опасной и приветливой).
Правильно. Вода как человек имеет свой характер. Вода может приходить на помощь, может трудиться, может наказывать. Вы согласны? (дети вспоминают, что вода – помощница и труженица: утоляет жажду, помогает готовить пищу, питает растения и т. д.)
Воспитатель: Раз уж мы так назвали воду, то и относиться к ней надо как ко всему живому. А это значит? (ответы детей беречь, не загрязнять, охранять, чистить водоёмы, не бросать мусор в речки и озера)
Воспитатель:
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам.
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождём обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь…
Дети: Нас окружает везде всегда
Это волшебница чудо –вода!