Наталья Крайнова
Занятие «Таинственный мир вулканов». Для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип НОД: занятие по сообщению новых знаний
Вид НОД: комплексное занятие
Возраст детей : страшая группа (5-6 лет)
Програмное содержание:
Цель: познакомить детей с природным явлением - извержением вулканов, видами вулканов.
Задачи:
Публикация «Занятие „Таинственный мир вулканов“, Для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
обучающие: знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека;
развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;
воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Словарная работа: жерло, кратер, вулкан, лава, магма, вулканолог.
Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма "Почемучка. какие бывают вулканы?".
Развивающая предметно-пространственная среда: макет вулкана, уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация "Мир вулканов", стаканы с водой, камни, лупа.
Испольуемые технологии и методы: икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование
Содержание НОД:
1. Вводная часть:
Воспитатель: сегодня мы с вами снова пришли в нашу "Лабораторию ученых". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?
Дети: чтобы изучить что-то новое и интересное
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
Дети: вулкан
Воспитатель: правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?
Дети: да
2. Основная часть:
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы"). Что вы видите на картинке?
Дети: вулканы
Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд 2 "Какие бывают вулканы?")
Дети: рассматривают изображение
Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим.
Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:
1. Какой формы вулкан?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
(Слайд 3 "Извержение вулкана")
Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: да, хотим
Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.
Воспитатель: что вы наблюдаете?
Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность
Воспитатель: а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт
Дети: схематично выполняют зарисовку опыта
Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые застывают и получается камень - пемза. (Слайд 4 "Вулканические камни")
Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.
Дети: находят пемзу, среди остальных камней
Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"
Дети: бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод: галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет
Зарисовка опыта в блокнот
Воспитатель: а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.
Дети: галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность
Воспитатель: а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде
Дети: рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.
Воспитатель: Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке
Слайд 5 "Вулканы Камчатки"
А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов?
Дети: размышляют, высказывают предположения
Воспитатель: проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".
Воспитатель: ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана?
Дети: высказывают предположения
Воспитатель: извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые - вулканологи
Слайд 6 "Профессия - вулканолог"
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах. И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан" и проверим на сколько вы были внимательны
Слайд 7 "Где спрятался вулкан"
Дети: Находят на изображении на экране вулканы
Воспитатель: теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.
Литература: "Опытно-экспериментальная деятельность в доу. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.