Мария Подгорная
Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности «Путешествие в страну вулканов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов» с детьми подготовительной к школе группы
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Тема НОД: Путешествие в страну вулканов
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.
Задачи:
• Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
Публикация «Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности „Путешествие в страну вулканов“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
• Развивающие:
1. развивать желание детей экспериментировать;
2. формировать положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. формировать саморегуляцию у детей.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная
Формы организации: подгруппа.
Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, экспериментирование, беседа.
Активизация словаря: вулкан, земная кора, лава.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Презентация «Путешествие на полуостров Камчатка»
Оборудование для экспериментирования:
• макет вулкана, вода, сода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, уксус, одноразовые ложки, одноразовые стаканчики;
Предварительная работа.
Изготовление макетов вулкана.
Чтение детской энциклопедии про вулканы.
НОД по рисованию «Извержение вулкана».
Беседа «Что такое вулкан?», «Вулканы: польза или вред?».
Рассматривание иллюстрации.
Показ презентации «Что таят в себе вулканы?».
Создание картотеки загадок по данной теме.
В занятии были использованы следующие технологии: Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (оказание педагогом помощи в решении проблемных ситуаций, опора на личный опыт ребенка); игровые технологии (игровые задания и упражнения); технологии поисковой деятельности (создание проблемной ситуации, детское экспериментирование); здоровьесберегающие технологии (физкультминутка); мультимедийные технологии (презентация).
Ход НОД:
Организационный момент
1.1. Письмо от Незнайки
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей!
- Давайте их поприветствуем!
- Здравствуйте!
Разминка:
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель:
Сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем, оно от Незнайки.
«Дорогие ребята приглашаю вас отправится в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Я плююсь огнём и лавой,
Я – опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? … (Вулкан)»
Молодцы! Сегодня мы отправимся на полуостров, где много вулканов, а называется он Камчатка.
Основная часть
2.1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, на чем туда можно добраться? (дети предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель: Ребята, я думаю лучше всего нам полететь на самолете. Прошу занять свои посадочные места (Дети садятся на стульчики).
Сейчас мы с вами отправимся в путь.
2.2. Путешествие на Камчатку. Показ презентации «Вулканы»
Слайд 1,2 3,4,5. Пока мы будем лететь, я расскажу вам об этом удивительном полуострове. Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Природа на Камчатке очень богатая и красивая.
Слайд 6. Чтобы разобраться в природе вулканов, мы с вами изучим строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 плит, которые как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество называется магма.
Слайд 7. Горы придавливают магму сверху и она выходит на поверхность.
Вулкан состоит из жерла, кратера и магмы. Жерло вулкана – канал по которому поднимается магма. Кратер вулкана – чашеобразное углубление на вершине горы. Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 8. Вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие.
Слайд 9. Дети! Как вы думаете, извержение вулкана приносит людям пользу или вред? (ответы детей)
Под пеплом вулкана погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе.
Слайд 10. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения.
Слайд 11. Вот мы и прибыли на полуостров. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!
2.3. Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз).
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Последний раз огнём дыхнул -
(Сидя в приседе, долгий сильный выдох.)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
2.4. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята можно ли увидеть извержение вулкана в нашей исследовательской лаборатории? Я предлагаю вам провести опыт который наглядно покажет вам извержение вулкана. Но прежде чем приступить к эксперименту давайте с вами вспомним правила безопасности.
На столе перед детьми стоит макет вулкана. Дети встают на свои места. Сначала воспитатель объясняет детям, что им понадобится для проведения эксперимента. Обращает внимание детей, что в эксперименте используется уксус и рассказывает, как он опасен. Затем воспитатель проговаривает последовательность проведения опыта.
Первый этап: всыпать в жерло вулкана ложку соды.
Второй этап: налить полстакана воды.
Третий этап: добавить в нее ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать.
Четвертый этап: в полученную окрашенную воду добавить ложку моющего средства, перемешать.
А теперь, так как вулканы очень опасны, я вас попрошу отойти на безопасное расстояние, а я добавлю последний опасный ингредиент – уксус, а вы будете наблюдать за реакцией.
В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Воспитатель: Дети! Как мы с вами провели этот опыт?
Заключительная часть
3.1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка
Воспитатель: Дети, вот и закончилось наше путешествие, пора нам возвращаться в детский сад (Дети снова садятся в самолет).
- Вам понравилось наше занятие? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? - Кому можно рассказать об этом и показать наш опыт? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. До свидания! До новых встреч!